О свистоперделках и прочих излишних сущностях

Oct 18, 2022 12:08

Если внимательно посмотреть вокруг, можно заметить немало примеров устройств, скажем так - избыточно усложненных относительно своего функционала. Правда, обычно люди не склонны рассматривать их в таком ракурсе. Один из примеров попадается на глаза любому из нас, кто не находится вдали от цивилизованных мест, весьма и весьма часто...



...это не что иное, как -



- так называемый дверной доводчик, с некоторых пор превратившийся едва ли не в обязательный элемент интерьера. Такая вот относительно сложная фиговина с кучей упругих элементов, подвижных соединений и крепежа. Между тем, ту же самую задачу с тем же успехом решает гораздо более просто устройство -



- банальнейшая дверная пружина, незамысловатая и не требующая никакого ухода. Ее, к слову, еще и проще временно отсоединить, когда требуется, чтобы дверь оставалась открытой -



Вот так, и никаких проблем. Но пружина - это ж примитив, это прошлый век и вообще не фэншуйно! Не-не-не, давайте современный дверной доводчик!
Чисто маркетинговый интерес вполне понятен, если сравнить более-менее типичные цены, по которым продается то и другое:




Что выгоднее втюхать потребителю - вопрос риторический, и это всего один крошечный пример рыночной логики, для которой любой предмет представляет собой прежде всего товар, сиречь то, что производится не для выполнения каких-либо функций или удовлетворения каких-либо потребностей, а для продажи и получения прибыли.



То, что на картинке поименовано грубым термином "мошенничество" - всего лишь банальный маркетинг. Только отличаясь крайней незамутненностью можно до сих пор не замечать, что давным-давно не спрос рождает предложение (как гласит одна из рыночных аксиом), а действуют различной степени хитрости механизмы искусственного формирования спроса на самые различные товары, о реальной необходимости которых вопрос может даже вообще не стоять. Яркий пример последнего - недавнее массированное втюхивание широкой публике пресловутых спиннеров. Но втюхать нечто абсолютно бесполезное все-таки бывает не столь уж легко, тогда как вытеснить что-то простое (и относительно дешевое) более сложным (и соответственно, более дорогостоящим) - или, как вариант, обвешать дополнительными свистоперделками, это проходит с успехом сплошь и рядом.

Естественно, речь не о том, что не нужно разнообразие вариантов, и не о благотворности отсутствия выбора, а всего лишь об избытке всевозможных свистоперделок (особенно цифровых), за счет которых потребителя побуждают раскошелиться. Логика товарного производства именно к такому и приводит.

если вдуматься, капитализм, психология, товарное производство

Previous post Next post
Up