Такой иррациональный стереотип в массовом сознании бытует вопреки всем стараниям государства продемонстрировать быдлу населению совершенно противоположное, вопреки откровенным заявлениям представителей все того же государства, что оно "ничего вам не должно" и вообще "не просило вас рожать". А с накручиванием индуцированной психической эпидемии страха перед очередным ОРВИ этот бредовый тезис обрел еще бОльшую популярность у толп некритично мыслящих граждан, неведомо с какого перепугу вдруг решивших, будто бы государство внезапно озаботилось их здоровьем - тем самым, в заботе о котором (ну, а что еще остается предположить?
) десятилетиями разрушалась более-менее отлаженная система здравоохранения (не путать с пресловутым рынком медицинских услуг, задача которого - рубить бабло, а не обеспечивать здоровье широкой публики), оптимизировались больницы и поликлиники, сокращалось поголовье количество медработников... и т.д. и т.п.
В общем, "государство заботится", ага
.
Конечно, в какой-то степени над поддержанием этой иллюзии работает официозный агитпроп. Ибо патерналистские воззрения в отношении власть имущих - воспринимаемых наподобие временами строгих, но любящих родителей - суть один из наиболее эффективных (и при том не особо затратных) механизмов обеспечения лояльности. Корнями уходящий во времена догосударственные, в родовой строй, при котором вождь реально проявлял заботу (ну, в норме), чтобы в возглавляемом клане или племени все было по возможности тип-топ, поскольку иначе можно было расстаться не только с грузом ответственности, возлагаемым на плечи обладателю такого статуса, но и с плюшками, статусом приносимыми. Позже - архаичные какие ни на есть цари (именуя их так обобщенно, ибо применительно к эпохе, скажем, гомеровской, когда Одиссей запросто был лично знаком с пастырем свиных стад на Итаке, термин "царь" означал не совсем то, что при жизни Ивана, прозванного за жестокость Васильевичем), по инерции продолжавшие восприниматься как этакие Отцы народа. А дальше - уже "ваше величество", однако параллельно по-прежнему "царь-батюшка", который сам по себе все равно хороший (надо было уж очень постараться, чтобы обзавестись иной репутацией
), даже если бояре хреновые. Удобно, ничего не скажешь.
Однако, как и у любой монеты, присутствует и другая сторона - я бы ее назвал хроническим инфантилизмом, свойственным массовому сознанию. Инфантилизм и патернализм составляют непротиворечивую диалектическую (сорри за слово на грани приличия!
) пару, как два полюса магнита. Да, с одной стороны - государство, будучи системообразующим фактором классового общества, закономерно стремится задействовать всю находящуюся в его ведении популяцию для достижения своих целей, реализации своей политики, преследования своих интересов. А с другой стороны - та же самая популяция обладает недвусмысленным (зачастую даже декларируемым) стремлением, чтобы о ней заботился, ее опекал, за нее мыслил кто-либо, вне ее пребывающий. "Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит!"(с), как раз то самое
. Чем и обусловлено характерное для массового сознания восприятие государства как чего-то внешнего по отношению к обществу (распространенная дихотомия "народ" - "государство"), стоящего над ним, но при том отслеживающего состояние стада населения. Тоже удобно - можно не заморачиваться вопросами, выходящими за рамки бытия себя любимого и своей родни, пусть обо всем этом болит голова у государства, так сказать, мы сами по себе, оно само по себе. Собственно, в классовом государстве иначе и не бывает, за исключениями редких и кратких, по историческим меркам - вообще мгновенных, периодов, когда народ как целое ненадолго перестает быть инфантильным дураком и пытается (насколько успешно, другой вопрос) сам решать и сам о себе заботиться. Для наступления такого просветления требуется, чтобы прежнее государство совсем уж утратило патерналистский ореол, положив на нужды большинства своих граждан невыносимо большой и запредельно ржавый болт...
Примечательно, что на значительной части поверхности нашего незадачливого глобуса существовало - впрочем, с точки зрения всемирной хоронологии тоже весьма недолго - государство, действительно старавшееся (как уж умело, в меру имевшихся представлений, во многом дико наивных, но так уж всегда бывает, если нечто затевается впервые...) заботиться о людях, его населявших. Что характерно, дуализм "народ - государство" именно в нем сознательно стремились преодолеть - и дело уперлось, говоря откровенно, в тот самый народный инфантилизм. Ну да, веками воспитанный и закрепившийся, "страшная сила привычки миллионов", как говаривал один из пытавшихся эту привычку преодолеть... но хрен там, отчасти народ, как принято было выражаться в тот период, проявлял сознательность, но большей же частью в итоге по-прежнему жаждал, чтобы за него все решали, ему указывали верный путь и чуть ли не сопли вытирали. Дескать, у нас же государство народное, для трудящихся, вот пусть оно о трудящихся и печется... а сами трудящиеся будут ощущать себя предметом заботы и расслабленно чесать пузо на лавочке. В предпоследнее десятилетие существования Советского Союза, помнится, очень активно пропагандировался лозунг "Государство - это мы!" - который можно было бы только приветствовать, однако народ, что называется, не внял... Как бишь там пелось в перестроечном хите? - "Как хотели за меня всё решать, /В чём ходить, где жить и чем мне дышать..." - так вот, больше всего этого хотел сам же народ. Тот самый советский, ага. Которому в лом оказалось самому быть государством - ну и, ясен пень, желающие нашлись. Те самые, которые с тех пор и по сей день в своей рекламе уверяют, дескать -
Ну да, ну да, все для нашего блага, куда ни плюнь. Рост цен, развал реального производства, безработица, увеличение пенсионного возраста, нагнетаемое ковидное безумие - все для нас, все ради нас. Теряюсь в догадках, насколько диким идиотизмом, какой девственнейшей незамутненностью нужно обладать, чтобы во всем перечисленном усматривать "заботу о нас"...
И такая хрень будет продолжаться до тех пор, пока превозносимый (одними лицемерно, другими по недомыслию) народ не перестанет сам себя воспринимать как деточку неразумную и бестолковую, не расстанется с мечтами, чтобы его опекал кто-то другой, большой и могущественный, и не повзрослеет. А взрослость, в частности, подразумевает именно способность рационально осознавать свои интересы и самому о них заботиться. (Я бы написал, что это может продолжаться вечно, однако увы - вечности у нас в запасе, по всему судя, нет. Если взросление широких масс не состоится в обозримом будущем, обезумевшие "элиты" приведут цивилизацию к окончательному трындецу - слабые отзвуки которого уже заметны, если инфантильно не прятать голову под подушку).
Вот така хуйня, малята. "Вот такая, панимашь, загогулина"(ЕБН)