Яхты для "электрических скатов"

Dec 20, 2017 14:25

Не так давно в новостной ленте промелькнул броский заголовок - мол, "Российские военные бросили вызов доминированию США на море", во даже как... Ну, и прочее бла-бла-бла насчет великого & могучего 800-тонного корветика типа "Каракурт", который, дескать, "трудно обнаружить и поэтому невозможно уничтожить" (БУ-ГА-ГА!) - если что, тыкайте за подробностями сюда: https://rosinfonews.ru/articles/karakurt-trudno-obnaruzhit-i-poetomu-nevozmozhno-unichtozhit-806417?full=1&g=1&utm_source=mail&utm_medium=8675489&utm_term=806417&utm_campaign=28609356&cli=59ae7e419b1c9e6bf968a17e. Помимо баянистого анекдота про Неуловимого Джо, пришло на память екклезиастово: "Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". И ведь в самом деле - было уже оно "в веках, что прошли до нас", и вызов доминированию бросался, и военно-морские теоретики увлеченно толковали насчет "трудно обнаружить и поэтому невозможно уничтожить", и надежды на хай-тековое чудо-оружие цвели не менее пышным цветом, чем сегодняшние рекламные байки про "Калибр", в котором видят прямо-таки приговор авианосцам "проклятого Пиндостана"...

Уходящий год богат на "круглые" военно-морские годовщины, вот как раз и подходящий повод вспомнить одну из них.

140 лет назад, когда - нынешней школоте такое трудно представить! - этих наших интернетов не было даже в проекте, Штаты были державой, сорри за нечаянный каламбур, довольно-таки заштатной, а европейца встретить в той же Сирии было намного проще, чем выходца с арабского Востока на улицах Берлина или Парижа... короче, уже тогда публика была озабочена, чем бы этаким дешево и без лишних усилий бросить вызов доминированию на море броненосцев. Особенно британских, которые набиравшая обороты промышленность Империи штамповала в количествах поистине промышленных. До "Калибров" и даже их примитивных предшественников оставались еще десятилетия и десятилетия, и место их в мыслях публицистов и энтузиастов занимала новомодная, во многом еще не доведенная до ума, но все равно перспективная новинка - торпеда.



Еще бы - насколько заманчиво выглядела возможность "красиво сразить броневые чудища"(с)!



Особенно в воображении беллетристов, для которых подчеркнуть плюсы и затушевать минусы - в порядке вещей...

" - Парус слева впереди! - продолжал бесстрастный голос матроса.
Барбассон бросился на ют с биноклем в руке и принялся считать: один… два… три… четыре… пять.
А матрос продолжал снова:
- Парус направо позади!
- Пять… - говорил Барбассон, - пять… посмотрим! Будет наверное и шестой, надо пополнить полдюжины… Вот он и есть направо… из всех шести… он меньше других, это авизо… Он вместо шпиона у эскадры. Вот они, мои голубчики, всего шесть английских судов и мы посреди них...
...
- Мне некогда заниматься теперь объяснениями, каждая минута дорога. Достаточно сказать вам, что менее чем через полчаса не останется ни одной доски, ни одного кусочка паруса от этой великолепной эскадры.
...
- Вперед!.. На всех парах! - крикнул Барбассон машинисту через рупор и затем с помощью руля, находившегося подле аппарата, направил шхуну на адмиральское судно. Ядра градом сыпались со всех сторон, но, не причиняя вреда «Диане», скользили по ее покрытой броней поверхности. Маленькое судно неслось вперед с головокружительной быстротой, ни на один дюйм не уклоняясь в сторону, прямо на колосса, который по-видимому, ждал его приближения, бесстрастный в своем величии и могуществе.

«Диана» находилась всего в ста метрах от адмиральского судна, когда был дан сигнал: «Назад! Стоп!». Едва успел Барбассон передать это приказание машинисту, как раздался взрыв, равный залпу десяти батарей в крепости. Воздух всколыхнулся, а весь остов шхуны задрожал.
Барбассон закрыл инстинктивно глаза, а когда открыл их, адмиральского корабля уже больше не существовало. Описать волнение капитана просто невозможно. Сердар представился ему теперь сверхъестественным существом, которое по своему желанию управляет громом и молнией.
Но вот снова появился сигнал: «Вперед!» Барбассон повиновался, и шхуна на всех парах понеслась ко второму броненосцу, которого секунд через двадцать пять постигла та же судьба, что и первого.
Среди английских судов поднялся страшный переполох: никто не хотел подчиняться дисциплине, не хотел слушать приказаний контр-адмирала, принявшего на себя командование; суда бежали, как попало, стараясь скрыться от опасности, которая была тем ужаснее, что никому не была известна.
Напрасно, однако, спешили они искать спасение в бегстве; шхуна, превосходившая их своей быстротой, отправила ко дну и остальные три корабля английской эскадры. Когда же авизо как последнюю надежду на спасение поднял перевязанный флаг в знак того, что сдается, он увидел, что враг с презрением удаляется от него, как бы находя недостойным себя мериться с ним силами.
...
Две тысячи человек погибло во время этого ужасного приключения. Американский инженер был, таким образом, первым изобретателем торпеды, которая тридцать лет спустя произвела переворот в морском искусстве всего мира." (Луи Жаколио "В дебрях Индии").

Как водится, "гладко было на бумаге...", а IRL все обстояло далеко не столь радужно. Однако в одном менее известный соотечественник месье Верна, что называется, попал в яблочко: два этапных носителя нового вундерваффе, как и вымышленная "Диана", по сути представляли собой не что иное, как яхты. Служба обоих началась в 1877-м, те самые 140 лет назад. Оба были фактически (даже если и не числились официально) скорее опытовыми судами, нежели боевыми единицами в собственном смысле. Оба ни разу не участвовали в реальных боевых действиях. На этом, впрочем, черты сходства заканчиваются, ибо в остальном два первых специально построенных корабля для "электрических скатов" ([Spoiler (click to open)]
вообще говоря, термин "торпедо" исходно именно это и означает - https://www.britannica.com/animal/electric-ray

) отличались друг от друга весьма основательно.

Один из персонажей нашего беглого повествования был построен "на брегах Невы" и носил незатейливое имя "Взрыв" -



Внешне - обычная для тех лет паровая яхта Абрамовича с характерным корпусом заметной седловатости и острыми обводами. Занятная и в своем роде парадоксальная фишка - медная(!!!) обшивка корпуса. Ну да, медные листы на подводной части - хорошее средство от обрастания и вызываемого оным снижения хода, но все же, поверх нормальной обшивки, а не взамен! Ибо, как ни банально это звучит, либо медный лист при равной толщине основательно уступает стальному в прочности, либо при равной прочности будет значительно тяжелее. Закрадывается подозрение, что такое, мягко говоря, странное техническое решение было продиктовано не чем иным, как понтами - косвенно это подтверждается фактом применения той же медной обшивки на яхте постройки того же завода Берда 1874 года. Отсюда и пробивающиеся сквозь патриотическую риторику робкие предположения - заводу-де приспичило "утилизовать корпус уже строившейся (а может быть, и построенной) яхты"(Мельников Р.М. "Первые русские миноносцы"), а "большие шишки" из Морского министерства э-э... не смогли отказать в этом. Ну да, слово "распил" тогда относилось исключительно к древесине, зато стоящее ныне за ним понятие бытовало и много раньше!



Обводы у яхты, перелицованной в миноносец, сами по себе были неплохи, предвосхищая характерные корпуса миноносцев, строившихся полутора-двумя десятилетиями позже фирмой "Шихау" и высоко котировавшихся многими флотами. Чего нельзя сказать о силовой установке, вместо расчетных 17 узлов позволявшей "выжимать" 12,5 -13,5 (иногда фигурирующего показателя 14,5 уз достичь удалось лишь много позже, и неизвестно, насколько долго такой ход миноносец мог поддерживать). В любом случае, скоростные данные получились на уровне броненосца "Петр Великий", то бишь - не блистали...



И совсем уж не блистал "первый в мире мореходный миноносец" (как любят повторять отечественные авторы) по части вооружения. Мало того, что оно ограничивалось одним(!!!) торпедным аппаратом, так он еще и был установлен неподвижно в носовой оконечности. Это на корабле, водоизмещение которого (видимо, в зависимости от степени загрузки) указывается в пределах от 130 до 160 и даже до 180 тонн! Легко представить, какова оказалась бы в реальных боевых условиях, плюс к тому не в штиль, "точность" наведения аппарата на цель всем корпусом - и, соответственно, результативность торпедной стрельбы...

Ну да, позже, и то по инициативе командира корабля (возможно, не без внутреннего содрогания прикидывавшего перспективы участия в бою на этой бывшей яхте), миноносец довооружили парой аппаратов для т.н. "метательных мин" - по сути, укороченных торпед без двигателя, выстреливавшихся в противника пусть не совсем в упор, но с очень малой дистанции, и четверкой полуторадюймовых пятиствольных пушчонок. Тем не менее, невзирая на все эти доработки, "Взрыв" так и остался избыточно крупным для своего вооружения, хорошо заметным тихоходом, обладавшим мизерными шансами выполнить свою задачу - то есть, скрытно приблизиться к вражескому кораблю (даже если он вообще смог бы таковой настигнуть!) и разделаться с ним, а потом, желательно, еще и благополучно ретироваться.



В общем, не стала тогда Россия родиной слонов, и "Взрыв", как бы в нашей литературе его ни хвалили, не оказался прототипом более совершенных "потомков", так и оставшись в единственном числе.

...Чего нельзя сказать о его британском сверстнике, годом ранее сошедшем на воду со стапеля верфи Торникрофта в Чизвике и опять же в 1877-м вступившем в строй.



- HMS "Lightning" на иллюстрации из популярного уже тогда журнала "Scientific American".
Если сравнить этот 33-тонный кораблик (по нынешним меркам - вообще скромный катер) с паровой яхтой "Gitana", построенной также Торникрофтом -



- сразу ясно, откуда "растут ноги".
Американский художник изобразил английского торпедоносного первенца еще без вооружения, которое первоначально включало пару решетчатых аппаратов, из которых торпеды выстреливались после опускания за борт. Однако уже вскоре эта ненадежная конструкция (требовавшая опять же наведения всем корпусом - хотя для столь небольшой "скорлупки", да еще с приличной по своему времени энерговооруженностью, это проще, чем для корабля в полторы сотни тонн с маломощной машиной) была заменена одним аппаратом, но зато наводимым на цель! Ниже на модели он предстает просто замечательно -



Аппарат, конечно, еще далек от совершенства, но все-таки, это непосредственный прообраз торпедных аппаратов, позже ставших еще и многотрубными, которыми до сих пор оснащаются боевые корабли различных классов (тогда как неподвижные остались на долю подводных лодок и - забавная ирония судьбы - катеров, которые по водоизмещению превзошли "Взрыв" только после второй мировой...).

Да и скорость "Lightning"-а, превышавшая 18 узлов, для тех лет была пусть не рекордной, но вполне приличной, очень небольшое количество крейсеров могло похвастаться аналогичным ходом, о броненосцах того периода и говорить не приходится. Плюс к этому низкий малозаметный силуэт. Закономерно, что строившиеся в дальнейшем по всему миру корабли с торпедным вооружением - в большей или меньшей степени потомки британской "Молнии".

Исторический парадокс еще и в том, что как раз Royal Navy, по боевой мощи далеко превосходивший всех без исключения соперников, был менее всех заинтересован в развитии нового класса кораблей, выглядевших такой несомненной угрозой великолепным броненосцам, составлявшим его основу...

оружие, история, война, флот

Previous post Next post
Up