Фотоочерк-экспромт про парочку ничем не выдающихся слип-джойнтовых складничков -
- каждый из которых имеет собственное имя... и вот как раз с именами все не совсем однозначно
А кроме того, обзорами они, скажем так, не избалованы, тогда как ваш скромный повествователь с ними водит знакомство уже больше двух лет - почему бы и не изложить свои неизменно субъективные впечатления?
Couteau numéro un -
- "витязь", которого окрестили "Французом". Весь такой на вид олдтаймерный, традиционный, в общем - классический. Даже нержавейка стала клинковым материалом достаточно давно, чтобы ее использование можно было не считать отступлением от вековых обычаев ножестроения
Сразу скажу, что все поиски в направлении couteaux traditionnels français и т.д. и т.п. так и не увенчались отрытием вот прямо конкретного прототипа нашего героя, хотя черты сходства с "авейронцами" и еще некоторыми простыми одноклинковыми типами просматриваются вполне отчетливо. Так что это, можно сказать, некий обобщенный "француз" ножевого мира, воплощение духа французского складня, как его понял неизвестный дизайнер (что не есть плохо: в качестве другого примера можно вспомнить, как те же "витязи" в своем "Октябре" удачно реализовали архетип советского многопредметника -
https://v-vodokachkin.livejournal.com/150642.html, даром, что он не является репликой какого-либо определенного образца времен СССР).
- вот такой сравнительно компактный (227 мм раскрытый, с 99-мм клинком, в обушке имеющим 2,4 мм) ножик, особо тяжелым при своих 123 г не воспринимающийся.
- внешность ни разу не таХтическая, даже подчеркнуто-мирная, порождающая стойкие ассоциации с погожим летом, неторопливыми прогулками подальше от смога и скрежета покрышек, ароматом цветов и птичьим щебетом. "Классики" вообще крайне редко смотрятся угрожающе, устрашающе и т.п., даже самые здоровенные, даже те, чьи непосредственные прародители подарили вечный покой целым толпам человеков по закоулкам Толедо, Малаги, Флоренции, Бергамо, Марселя и прочих Неаполей.
- гладкая "вылизанная" рукоять не отличается особым объемом...
...однако смещенного назад "брюшка" на накладках, как показала практика, с лихвой предостаточно и для тактильной ориентации, и для хорошей управляемости. К слову, тоже одна из традиционных "фишек" галльских ножеделов...
...как и едва заметно вогнутая спинка рукояти (на "лайолях" эта черта обычно более выражена, на "авейронцах" меньше, но присутствует).
- можно, конечно, и по-колхозному взять "молотковым" хватом, который так любят дилетанты, однако так и тянет держать изящную рукоятку этак без лишних мышечных напряжений, чуть ли не кончиками пальцев, как птичку (вспоминаем меметичную реплику из старой-престарой экранизации "Скарамуша" насчет того, как правильно держать шпагу)... или как хирургический инструмент
- вот эти "волны" на обушке, не имеющие никакого функционального предназначения, только чисто декоративное, с каноничными вариантами французского guilloché не перекликаются, хотя и диссонанса, надо признать, не вносят.
- строй клинка тоже несет печать современности, на старых складнях доминируют плоские спуски от самого обушка, здесь же они тоже плоские, но лишь на половину ширины...
...и сведен с завода наш герой был толстовато, с избыточным углом при РК (неужели сказалась мода на утрированную дуракоустойчивость?), поэтому переточка и "линзование" в его биографии закономерно имели место...
...и с тех пор он режет пусть не столь агрессивно, как "опинели", но с "дук-дуком" сравнить уже вполне можно. Сталь - обиходнейшая 40Х13 (как и на "Бамбуке", фигурировавшем в самом первом выпуске данного цикла) - вряд ли позволит ставить рекорды в спортивной шинковке каната, однако для более прозаических повседневных задач ее, что называется, за глаза достаточно.
- матерая слип-джойнтовая пружина. Опасаться, что клинок при особо большом усилии сложится в обратную сторону, не приходится - скорее развалится весь ножик.
- а вот сделать клинок миллиметров на 5-6 длиннее можно было бы, запас есть - фотка выше это наглядно демонстрирует.
- развить тему "Ножи & цветы" с его участием будет в самый раз...
...да и вообще, в любом природном антураже он не выглядит каким-то чужеродным элементом.
- и напоследок остается признать, что в этом неканоничном "Французе" его создателям удалось передать характерную для средиземноморской ножевой культуры стремительность силуэта... которая никуда не девается и в китайском исполнении
(сверху вниз:
- мини-наваха от "Muela"(
https://new-vodokachkin.livejournal.com/57880.html);
- ее несколько более крупная "сестрица"(там же);
- pattada от "Explorer"(
https://v-vodokachkin.livejournal.com/149911.html);
- собственной персоной сабж;
- еще один вариант pattada, уже "VN"-овский(
https://v-vodokachkin.livejournal.com/240974.html);
- "витязь" "Угорь", расписанный в подробностях на этих страницах(
https://new-vodokachkin.livejournal.com/3241.html).
А далее перед нами является
Cuchillo número dos... нет, правильнее будет - coltello numero due!
Поскольку еще один "витязь" -
- нареченный "Испанцем" -
- на самом деле - совершенно бескомпромиссный "итальянец"!
Почему, к слову, и поставлен соответствующий тэг под читаемым вами опусом. В отличие от "Француза", в этом случае с поиском корней не возникло никаких затруднений - это дотошно воспроизведенный апеннинский традиционник "Zuava di Scarperia". ("Zuava", может, и имеет какое-то отдаленное касательство к широко известным французским зуавам, однако с итальянского переводится просто как "короткие штанишки" - в общем, "бриджи". И тут начинают припоминаться и шорты,традиционно сопутствующие никкеру, и детские одежки... хотя вряд ли это исконно был какой-то специфический ножик школьников
). Разновидностей коего с давних пор и до наших дней выпускается до фига и более, в разных ценовых категориях, от десятка евро до нескольких сотен тех же денег, из различных материалов и т.д. -
- старенький и подуставший
...
...с замком баскского типа...
...с дополнительными инструментами...
- ну, а это - самый что ни на есть непосредственный "исходник" от "Ausonia".
- ну очень похож, почти что один к одному...
...еще бы темлячное полуколечко сделать не из гнутой полоски, а из круглого в сечении прутка с расплющенными концами, как он канонично выполнялось (в том числе и на складнях советского производства) - и были бы вообще близнецы-братья.
Ну, а если перейти непосредственно к нашему "Итало-Испанцу", то это вполне практичный складничок очень средних габаритов (213/94/2,2 мм) весом ровно 100 г (можно при желании употреблять вместо гирьки
).
- как видим, подгонка всех деталей удалась китайским ножеделам как минимум не хуже, чем их коллегам с юго-запада старушки Европы. Рукоятка практически по всей длине имеет равномерную толщину...
...но крючковатый загиб дальнего ее конца идет управляемости на пользу, да и режущие движения на себя производить куда как удобно.
- строй клинка с плоскими спусками на всю ширину абсолютно соответствует итальянскому прототипу (ну да, "линза" - это все равно святое
, но просто во мне взыграл перфекционизЬм!)...
- самая распространенная на "витязях" нержа 65Х13 вряд ли уступит 420-ке, идущей на клинки бюджетных "итальянцев". Заодно обратите внимание, с какой трогательной дотошностью воспроизведена характерная форма тупья (так и просится на язык более возвышенно звучащий термин "рикассо"
).
- фиксация в положении полураскрытия/полузакрытия - отнюдь не лишняя опция, а уж на слип-джойнтах - в особенности.
- пружина выглядит занятно... Хотя, признаем честно, надежность от такой конфигурации не страдает, проверено лично и неоднократно...
...ибо порезано им за два года много всякого, разной степени твердости. Нет, не ради рекордов и "хард-юзов", просто обычная ножевая работа. Которую выполнять "классиками" по-своему приятно - они же, в конце концов, создавались именно для этого, а не для щелканья от нефиг делать.
- в компании концептуально схожих собратьев. Правда, все остальные, кроме собственно "Итальянца" "Испанца", снабжены бэк-локом.
Устоявшийся обычай велит в заключение сказать какое ни на есть резюме. Что ж, оно может звучать, например, так: пока ножи остаются инструментом, а не разновидностью безделушек, обкатанная десятилетиями и веками "классика" вряд ли сойдет со сцены и сохранится только в музейных витринах.