О реальной ценности образования

Nov 08, 2019 17:43


В очередной раз навеяно попавшейся на глаза рекламой:





Вот эта вот фраза - про "репетитора для выполнения домашних заданий" - настолько привычно и даже избито звучит, что уже как-то и не коробит?

Тогда развиваем логическую цепочку дальше. Итак, домашние задания делает репетитор (или готовенькие варианты ищутся в этих наших интернетах... в общем, "папа решает, а Вася сдает"(с)). На выходе получается обладатель, тык-скыть, соответствующих познаний. Школа остается позади, на очереди вуз в качестве источника вожделенных "корочек" - и там продолжается такая же фигня, с курсовыми и дипломной, сделанными кем-то другим, разумеется, не альтруизма ради, а пополнения собственного кармана для. Вот эти другие и есть носители реальных знаний, и отчего бы им при наличии товарно-денежных отношений свои знания не монетизировать, благо, спрос со стороны ленивых раздолбаев имеется? (Да-да-да, и пусть по этому поводу какой-нибудь левенький полудурок повторит любимую мантру "Услуганетовар!"
).

Однако та же логика неумолимо приведет к тому, что количество таких носителей нефиктивных знаний - которые умеют брать n-мерные интегралы, рассчитывать сопротивление в цепи, делать хирургические операции, проектировать инженерные сооружения и т.д., а не только тупо "гонять в танчики" и "снимать видосики" - будет постепенно снижаться. Что, собственно, и наблюдаем вот прямо сейчас, вот прямо вокруг, даже настолько успев привыкнуть, что уже и не удивляемся. Отсюда и дефицит специалистов (в изначальном значении термина, а не в смысле обладания дипломами) при, вроде бы, большом поголовье выпускников. Отсюда, как неизбежное следствие, падение культуры производства, деградация научной сферы и общее поглупение усредненного гражданина. А дальше - упадок по всем направлениям. Что, опять-таки, и наблюдаем уже сейчас.

Дилемма вырисовывается предельно простая. Либо внятная политика подготовки кадров для всех областей экономики и всего общественного бытия в целом - с достаточно жесткими требованиями на каждом уровне. Либо - "рынок образовательных услуг" со всеми дурацкими "гуманитарными университетами", с переизбытком всевозможных юристов и разнообразных мутных "урбанистов" и, как только что сказано, с хроническим и нарастающим дефицитом реально знающих и умеющих людей. Реально решить эту проблему в условиях сегодняшнего капитализма? Фиг вам. До некоторой степени его выручает носящая различные формы "утечка мозгов" в места с более благоприятными условиями, но - только до некоторой. Вывод отсюда? Либо мы создаем научно организованный социум с плановой экономикой и общественной собственностью, функционирующий в интересах большинства - либо остаемся при рынке с уже идущей деградацией и перспективой визитов Белых Песцов. Tertium, уж не взыщите, non datur.

UPD. Практически то же самое, озвученное другим человеком (доктором технических наук однако) -  https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66365968.html
Особо примечательна откровенная констатация: "Государство под благовидными предлогами планомерно губит всё высшее образование. Это же не только в строительстве так, это во всём". Кто-либо имеет что-нибудь аргументированно возразить?

деградация, если вдуматься, капитализм, общество, обучение

Previous post Next post
Up