Как сделать финальные кадры запоминающимися?

Sep 18, 2013 23:23

Говорят, лучше всего запоминается последняя фраза. Возможно, при условии, что она или обобщает выше сказанное, или полнее раскрывает его смысл (или придаёт новый, порой противоположный), или же намекает на последующее развитие событий. В общем, последняя реплика должна быть не менее значимой, чем предыдущая или в той или иной мере превосходить её ( Read more... )

сценарное мастерство, фильмы

Leave a comment

alexander_pavl September 18 2013, 17:22:42 UTC
Мне кажется совершенно гениальными последние кадры "Сияния" Кубрика, когда Джек оказывается окончательно вписан в историю отеля.
И финал "Проверки на дорогах" Германа, когда после смерти главного героя оказывается, что его никто не помнит, он даже не прощён, просто забыт.
И финал "Любви с первого взгляда" Резо Эсадзе - как раз с танцем - когда мы ВНЕЗАПНО со всей отчётливостью понимаем, что именно эти двое, парень и девушка, которые на протяжении всего фильма категориченски не совпадали не социально, ни культурно, ни национально, ни даже по возрасту - они изначально были идеальной любовной парой, биологически, поверх социальноти. То есть эти последние кадры заставляют пересмотреть весь фильм по новому. В сценарии, между прочим, этого не было, сценарист, судя по его мемуарам, даже не понял замысел режиссёра.
Ну, и, конечно, два финальных хоровода - из "Седьмой печати" Бергмана и "Восьми с половиной" Феллини. Я "Восемь с половиной" не люблю, вообще-то, но фильм стоит смотреть именно ради финала, когда из хрен знает какой фигни, утомительной и нудной, наконец-то, как взрыв, возникает искусство. И тут же утекает, просачивается сквозь пальцы.

Reply

alexander_pavl September 18 2013, 17:24:26 UTC
http://www.youtube.com/watch?v=EXPavbEoohM
Вот финал фильма Эсадзе, но без самого фильма он малопонятен.

Reply

new_storyteller September 19 2013, 03:13:13 UTC
Спасибо! Финал любопытный. Видна рука режиссёра. Надо будет посмотреть весь фильм.

Кстати, Александр, сцена с танцем это реальность или плод воображения героя?

Reply

alexander_pavl September 19 2013, 06:10:08 UTC
Это именно воображение героя - или автора.
Весь фильм снят в традициях неореализма, в подлинных декорациях старого Баку, с непрофессионалами.
Но после реализма, документальности, социальности и прочих обоснований возникает этот балетный финал, который взрывает фильм, сметает все аргументы, которые тщательно выстраивались на протяжении всего фильма. А начинался фильм - ещё до действия - с двух прологов. С представления уличного актёра, по панковски разыгрывающего в одном лице всю финальную сцену "Отелло", и с панорамы по крышам Баку, когда мы видим на одной из башен фреску с изображением слона, сложенного из обнажённых девушек - но эта картина не видна снизу, с улиц или из окон домов.
Этот же режиссёр, между прочим, начинал с экранизации рассказа Андрея Платонова "Фро". На мой взгляд, лучшая экранизация Платонова (рядом с "Коровой" А.Петрова).

Reply

new_storyteller September 19 2013, 06:29:09 UTC
Так и подумал насчёт воображения. Судя по Вашему отзыву, это ещё одна яркая и неординарная картина, которая прошла мимо меня. Постараюсь достать.

Reply

alexander_pavl September 19 2013, 07:58:33 UTC
Этот фильм малоизвестен, потому что сценарист - Эдуард Тополь, эмигрант. Но фильм вообще в своё время, до эмиграции Тополя, подвергся кастрации в цензуре, был перемонтирован, несмотря на протесты Эсадзе, и даже в укороченном виде получил какую-то ограниченную прокатную категорию. Его толком никто не видел, хотя фильм чрезвычайно интересный. В перестройку Эсадзе воспользовался случаем и отчасти восстановил оригинальную версию, но фильм всё равно не попал в прокат.
Сейчас он есть на arjlover. Копия не совсем полная, но где-то на 98% в порядке.
Кстати, я вспомнил ещё один очень интересный финал с игрой со временем - "Цену смерти спроси у мёртвых" Кальо Кийска. Это ретро о терроре против коммунистов-подпольщиков в Эстонии в начале 30-х годов, о том, как идеалистов подставляют с той и другой стороны. После того, как почти все герои гибнут и только одна молодая женщина выбирается в СССР (и обнаруживает, что её и её друзей использовали), она начинает считать, сколько ей будет в том или ином году - и это движение по шкале времени показывает, что все усилия прекраснодушных борцов с фашистским режимом (буржуазный режим в Эстонии был вполне фашизоидным) - впустую. Вот этот отсчёт лет в финале - очень сильный момент свёртывания дистанциии между подпольщиками 20-30-х годов и диссидентами 60-70-х.

Reply

new_storyteller September 19 2013, 08:14:34 UTC
Спасибо! Ещё одна интересная картина, которая прошла мимо меня. Александр, Ваше знание советского кинематографа меня восхищает. Отдельная благодарность за arjlover.

Reply

new_storyteller September 19 2013, 02:11:47 UTC
Спасибо, Александр, за интересный и вдумчивый комментарий. Блестящие примеры. Тоже люблю финал "Восьми с половиной".

Reply


Leave a comment

Up