Говорят, лучше всего запоминается последняя фраза. Возможно, при условии, что она или обобщает выше сказанное, или полнее раскрывает его смысл (или придаёт новый, порой противоположный), или же намекает на последующее развитие событий. В общем, последняя реплика должна быть не менее значимой, чем предыдущая или в той или иной мере превосходить её
(
Read more... )
И финал "Проверки на дорогах" Германа, когда после смерти главного героя оказывается, что его никто не помнит, он даже не прощён, просто забыт.
И финал "Любви с первого взгляда" Резо Эсадзе - как раз с танцем - когда мы ВНЕЗАПНО со всей отчётливостью понимаем, что именно эти двое, парень и девушка, которые на протяжении всего фильма категориченски не совпадали не социально, ни культурно, ни национально, ни даже по возрасту - они изначально были идеальной любовной парой, биологически, поверх социальноти. То есть эти последние кадры заставляют пересмотреть весь фильм по новому. В сценарии, между прочим, этого не было, сценарист, судя по его мемуарам, даже не понял замысел режиссёра.
Ну, и, конечно, два финальных хоровода - из "Седьмой печати" Бергмана и "Восьми с половиной" Феллини. Я "Восемь с половиной" не люблю, вообще-то, но фильм стоит смотреть именно ради финала, когда из хрен знает какой фигни, утомительной и нудной, наконец-то, как взрыв, возникает искусство. И тут же утекает, просачивается сквозь пальцы.
Reply
Вот финал фильма Эсадзе, но без самого фильма он малопонятен.
Reply
Кстати, Александр, сцена с танцем это реальность или плод воображения героя?
Reply
Весь фильм снят в традициях неореализма, в подлинных декорациях старого Баку, с непрофессионалами.
Но после реализма, документальности, социальности и прочих обоснований возникает этот балетный финал, который взрывает фильм, сметает все аргументы, которые тщательно выстраивались на протяжении всего фильма. А начинался фильм - ещё до действия - с двух прологов. С представления уличного актёра, по панковски разыгрывающего в одном лице всю финальную сцену "Отелло", и с панорамы по крышам Баку, когда мы видим на одной из башен фреску с изображением слона, сложенного из обнажённых девушек - но эта картина не видна снизу, с улиц или из окон домов.
Этот же режиссёр, между прочим, начинал с экранизации рассказа Андрея Платонова "Фро". На мой взгляд, лучшая экранизация Платонова (рядом с "Коровой" А.Петрова).
Reply
Reply
Сейчас он есть на arjlover. Копия не совсем полная, но где-то на 98% в порядке.
Кстати, я вспомнил ещё один очень интересный финал с игрой со временем - "Цену смерти спроси у мёртвых" Кальо Кийска. Это ретро о терроре против коммунистов-подпольщиков в Эстонии в начале 30-х годов, о том, как идеалистов подставляют с той и другой стороны. После того, как почти все герои гибнут и только одна молодая женщина выбирается в СССР (и обнаруживает, что её и её друзей использовали), она начинает считать, сколько ей будет в том или ином году - и это движение по шкале времени показывает, что все усилия прекраснодушных борцов с фашистским режимом (буржуазный режим в Эстонии был вполне фашизоидным) - впустую. Вот этот отсчёт лет в финале - очень сильный момент свёртывания дистанциии между подпольщиками 20-30-х годов и диссидентами 60-70-х.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment