Где брать идеи для сценариев?

Mar 23, 2012 17:41

Вопрос от одного из читателей:

Я хочу попросить - напишите, пожалуйста, пост о придумывании идей. Откуда они берутся? Понятно что идея может просто "прийти в голову", но ведь профессиональный писатель должен иметь какой-то процесс придумывания идей, что бы уметь создавать их не случайно а с уверенностью и постоянством. Все методы который мне удалось найти в интернете больше основаны на случайности, случайном слове, или образе. Но ведь придумывая идеи случайно ты не можешь знать что это будет хорошая идея. Чем процесс придумывания идеи новичком отличается от того как это делает про? Как можно обрести уверенность, чтоб знать что ты можешь, например, придумать идею истории на заказ?

Ответ:

Тема интересная, но, боюсь, знаю об этом не больше других. Наверняка, вы это уже где-то читали. И всё же коротко перечислю то, что может послужить импульсом к написанию сценария:

- Новости, заголовки, рекламные слоганы, статьи в газетах и журналах;

- Собственный опыт или истории из жизни друзей, родных и знакомых;

- Персонажи, удивляющие неординарным поведением или внешностью, случайно встреченные на улице. Кем мог быть тот волосатый чудак в сшитом из разноцветных лоскутков фраке, с белой крысой на плече и саксофоном в руках? Вдруг он играет в переходе метро только по вечерам, днём руководит крупнейшей в Европе сетью отелей, а до этого работал агентом КГБ в Лондоне?

- Вопрос “Что если?”.. Что если... Индиана Джонс был школьником, а Шерлок Холмс женщиной? Что было бы, если бы “белые” выиграли гражданскую войну, а “красные” - выборы первого президента России? Что если сегодня полнолуние и ты должен отвезти домой свою вечно молодую начальницу, которая до этого каждое полнолуние приглашала к себе на Рублёвку одного из подчиненных, после чего их - полуживых, резко постаревших, с частичной потерей памяти, находили в разных концах Москвы; при этом каждый из них утверждал, что провёл в плену инопланетян 10 лет? Что если Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это действительно не муж и жена, а четыре разных человека? (Бредовые идеи, но чем их больше, тем выше вероятность, что появятся достойные).

- Столкновение противоположностей или антагонистичных идей, поиск противоречия между двумя идеями, доведение до абсурда. Возьмём в качестве героя священника. Что ему может быть свойственно?.. Например, проповедование идей нравственности. Какие нормы и правила поведения будут для героя неприемлемыми, противоположными его убеждениям? Допустим, правила поведения девиц лёгкого повеления. Как это совместить?.. Бедный сельский священник из обрусевших немцев, долгие годы безрезультатно ищущий средства на реставрацию храма, получает в наследство от дяди крупнейший в Германии публичный дом. Дабы восстановить церковь и наставить девиц на путь истинный, батюшка решает возглавить семейный бизнес.

- Близкий к предыдущему примеру - “рыба без воды”, когда герой из привычного окружения попадает в малознакомый мир. Нищий становится принцем, принц - нищим. Янки из Коннектикута попадает во двор короля Артура. Охотник за крокодилами из Австралии приезжает в Нью-Йорк. Полицейский из Детройта вынужден расследовать дело в Беверли Хиллз. Провинциальная девушка приезжает покорять Москву.

- Музыкальные произведения, стихи, фотографии, картины, т.е. вдохновение черпается из других искусств;

- Биографии;

- Сказки на новый лад;

- Пародии на известные фильмы;

- Сны;

- Байки, анекдоты;

- Цитаты, поговорки, пословицы, которые становятся темами или идеями для сценария;

- Желание рассказать историю на определённую тему. Генерация идей, связанных с темой. Впоследствии выбирается лучшая.

- То же самое, но с различными предметами. Определяется некий предмет (например, бутылка с картой), записывается, какие ассоциации он вызывает, придумываются связанные с этим предметом истории. Затем выбирается лучшая.

- Соединение идей двух популярных фильмов. Или же берётся идея известного фильма, но меняется место действия. Например, “Крепкий орешек” в автобусе = фильм “Скорость”. “Крепкий орешек” в воздухе = “Самолёт президента”. “Покахонтас” в космосе = “Аватар”.

Идеи у новичков и профессионалов порой появляются одинаково случайно. Однако затем новички часто оставляют идею в первоначальном виде, а профессионалы улучшают её, дорабатывая и шлифуя. Т.е. профессионал отличается от графомана более осмысленным подходом к творчеству.

Профессиональный автор всегда определяет, какие герои наиболее подойдут для данной истории, в чём заключается цель героя, что стоит на его пути, есть ли у героя недостатки характера, какие на кону ставки, каким образом можно усилить драматизм ситуации, как рассказать историю оригинальнее, какова главная тема произведения и основной драматический вопрос. Здесь на помощь автору приходит логлайн и его формулы. По логлайну сложно определить качество сценария, но зато, как правило, всегда видно, хорошая это идея или нет.

Как обрести уверенность в том, что ты можешь придумывать идеи на заказ?.. Только умело применяя знание теории на практике, а это приходит с опытом. Заведите журнал историй, куда будете записывать интересные мысли, факты, события. Тренируйтесь, каждый день придумывая по 10-20 историй на определенную тему. Выбрав лучшую идею, запишите её в виде одной из формул логлайна в своём журнале. Писательские мускулы наращиваются с практикой.

---

Друзья, если я что-то упустил, буду рад, если вы поделитесь с новичками своим опытом, рассказав, откуда черпаете идеи для своих историй. Заранее благодарю.

идеи для сценариев, сценарное мастерство

Previous post Next post
Up