Вспоминает Джо Эстерхаз

May 24, 2011 14:36

Продолжаю перечитывать The Devil's Guide to Hollywood: The Screenwriter as God!
Джо Эстерхаза. Напомню, что это скандально знаменитый автор "Основного инстинкта", один из самых высокооплачиваемых голливудских сценаристов. Приведу несколько цитат из его книги:

1 На вершине успеха...

Когда я писал “Фильм Алана Смити*: Гори, Голливуд, гори”, то включил в сценарий несколько внедорожников Тойота Ленд Крузер. Вдруг мне позвонил представитель Лексуса и сообщил, что если я поменяю Тойоты на Лексусы, то получу бесплатно автомобиль этой марки, доставленный прямо до дверей моей виллы в Малибу. И тут я совершил, вероятно, самый бестолковый поступок в своей жизни, объясняющийся моей несговорчивостью и упрямством. Я отказался от своего бесплатного Лексуса.

* Обычно “Алан Смити” - это вымышленное имя, точнее - псевдоним американских режиссёров, отказавшихся указывать своё имя в титрах. Но в данной картине героя на самом деле зовут Алан Смити.

2 Пиши то, о чём знаешь...

Будучи молодым корреспондентом газеты, мне пришлось освещать событие, когда вооружённый человек захватил в заложницы свою бывшую подругу.
Спустя двадцать два года я описал эту историю в сценарии "Reliable Sources"* и продал его “Парамаунту” за два миллиона долларов.

* Фильм по сценарию так и не был поставлен.

3 Раймонд Чандлер завидовал сценаристам, которые зарабатывали больше, чем он сам.

После того как я продал четырехстраничный синопсис за четыре миллиона долларов, я пытался не вспоминать слова Раймонда Чандлера о голливудских сценаристах: “Самые большие деньги достаются не тем людям”.

4 Роберт Макки тоже завидует.

Роберт Макки однажды сказал: “Что бы вы предпочли, чтобы вам заплатили $25 000, экранизировав вашу историю без изменений... Или же получить $1 000 000, зная, что ваш сценарий угробят продюсеры? Девять из десяти сценаристов выбирают второе. Это не авторы. У них нет ни чести, ни достоинства. И они по праву получают то, что заслуживают - их имена связывают с плохими фильмами”.

Бобби, ты не догоняешь. Суть в том, чтобы продавать свои истории за миллионы баксов и добиваться, чтобы их экранизировали без изменений. Именно так и было с большинством моих фильмов.

5 Если я это сделал, значит и ты можешь. Посуди сам:

Английский язык для меня не родной. (Эстерхаз - венгр).

Я продавал машины и носил с собой нож, когда был ещё мальчишкой; почти забил до смерти бейсбольной битой другого мальчишку и почти попал в тюрьму.

Проваливался на экзаменах по алгебре и биологии и был вынужден дополнительно посещать летнюю школу два года подряд.

В школе учился на тройки.

В колледже учился хуже, чем в школе. Правда, выигрывал все литературные конкурсы, в которых участвовал.

Начал выпивать в 14 лет, а во время учёбы в колледже практически стал алкоголиком.

Так и не закончил колледж из-за неуспеваемости и дисциплинарных взысканий.

Никогда не верил в тусовки, связи и блат. Я одиночка по жизни.

Всегда предпочитал чтение книги просмотру фильма.

Многие годы предпочитал выпивку всему остальному. Хотя сейчас практически не пью.

Назвал свою компанию “Barbarian” (Варвар/Грубиян).

Голливуд до сих пор платит много, много миллионов долларов этой компании.

6 Забудь о деньгах.

Как говорит писатель/продюсер Уильям Фроуг: “Если пишешь сценарий и думаешь о том, за сколько сможешь его продать, считай, что пропал.”

7 Не сдавайся.

Мама Пэдди Чаефски* сказала ему однажды: “Хочешь быть писателем, пиши. И продолжай писать, даже если получаешь отказы один за другим .”

* Единственный сценарист, который получил трёх “Оскаров” за сценарии, написанные им одним, без соавторов. (Фрэнсис Форд Коппола , Чарльз Бреккет и Билли Уайлдер тоже получили по три “Оскара”, но в соавторстве с другими сценаристами).

8 Если отклоняют твои проекты...

Вспомни любимую поговорку продюсера Роберта Эванса: “Да пошли они на х....”

9 Если опускаются руки...

Вспомни легендарного (и даже умного) продюсера Фрэнка Прайса, который был первым, кто рассмотрел один из проектов Стивена Спилберга и всё же его отклонил. Сценарий назывался “Инопланетянин”.

10 Просто продолжай писать.

Пиши и пиши... и если ты добр к окружающим, и если Господь Бог улыбнётся, то настанет день, когда ты будешь что-то писать, затем сделаешь передышку, улыбнёшься и несколько раз подпрыгнешь от радости... потому что получается, потому что знаешь, что написанное тобой - действительно достойная вещь.

Но пока этот волшебный миг не настал - держись и продолжай писать!

---

Джо Эстерхаз, "The Devil’s Guide to Hollywood”.

сценарное мастерство, Джо Эстерхаз, сценаристы

Previous post Next post
Up