22 июня (Часть 3)

May 08, 2019 11:20



НЕМНОГО О ВОЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В СССР

А вот кстати поговорим о "Сталин был не готов".

Всё в этом мире относительно. У кого-то суп жидок, а у кого-то жемчуг мелок.

Например, Гитлер навалился на СССР с 3 500 танков. Выше мы говорили, что почти пятая часть из них были чешскими трофеями. Еще штук 800 - немецкие "танки" Т-I и T-II, про которые Гудериан написал "уж лучше бы их не было вовсе". Остальное - T-III и T-IV. Еще нет никаких "Пантер" (Т-V, дебютировал в 1943(!) г. под Курском), нет "Тигров" (T-VI, дебютировал в конце 1942 г., массово применялся с 1943 г.). Т-III и Т-IV - танки хорошие, но на советской стороне им соответствовали Т-26 и серия БТ. Т-34 заведомо круче (с него потом лепили "Пантеру"), КВ - сильнее на порядок (ему позже противопоставят "Тигр"). Ну так вот. Немцы, собрав с ноля в 1933 г. 3 500 таких танков к 1941 г., считали, что они очень даже готовы к войне с Россией.

А что же СССР? Ну, такого барахла, как T-I и T-II, у нас было просто навалом. 900 Т-18 (МС-1), 3 500 Т-37 и Т-38. Плюс бронеавтомобили.

Самое интересное по аналогам немецких "новейших" Т-III и Т-IV. 11 000(!!!) Т-26! 600 БТ-2, 1 500 БТ-5, 5 000(!!!) БТ-7! 500 трехбашенных Т-28.

Но имелось у нас еще и то, чего у немцев не было и в помине. Т-34. Выпускался с конца 1940 г., т.е. к середине 1941 их уже наклепали несколько сотен. КВ-1 и КВ-2. Та же картина, по паре сотен к началу войны. С такой техникой, поставленной на конвейер, СССР с каждым днем всё больше усиливался.

Возьмем базовый немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109. Очень хорошая машина. Но в Испании с ней (хоть и в раннем исполнении с более слабым мотором) вполне сносно справлялся И-16. А в 1941 г. СССР уже развернул производство МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-1 (последний после смены мотора станет легендарным Ла-5). Сопоставимая с "мессером" техника.

И так что ни возьми. Артиллерия у нас больше и лучше. А всё остальное - не хуже.

Даже стрелковое оружие. Это только в кино все немцы идут с автоматами. На самом деле по уставу Вермахта автомат полагался экипажам танков. Пехота шла с винтовками. И охотно брала трофейные ППШ.

О мобилизационных резервах и говорить нечего: в каждой школе, каждом населенном пункте СССР сдавали нормы ГТО, работали тиры, клубы планеристов и парашютистов, школы трактористов (по сути, танкистов), функционировали кружки мотористов, велась начальная военная подготовка, а девочек еще массово учили готовить и оказывать медицинскую помощь. Всех поголовно.

И вот это называется "Сталин был не готов". Ну-ну…

Короче, если СССР и был не готов, то не совсем в плане материально-техническом…

О НЕДОСТАТКАХ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР

Начнем с самых явных и очевидных.

Во-первых, связь. С радиосвязью и системами шифрования в СССР не ладилось. То ли не понимали, то ли действительно не могли.

Как результат. Штабы постоянно теряют связь с войсками, когда что-то перебивает или кто- то перерезает провода. Танки не могут координировать свои действия на поле боя. Самолеты аналогично. Войска не способны вызывать подмогу и наводить авиацию и бронетехнику на нужные участки.

Во-вторых, переоценка тактико-технических характеристик вооружения. В Красной Армии главное - это калибр, толщина брони, скорость, дальность, высота и т.д. Именно поэтому, при сравнении, советская техника выглядит сопоставимо или даже лучше немецкой. Но дьявол кроется в деталях. А точнее в людях и отношении к ним.

Возьмем стандартный немецкий танк Т-III (Pz.Kpfw.III). Его экипаж состоял из ПЯТИ человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления, и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

А в экипаж БТ-7 и Т-26 входило ТРИ человека: командир (он же наводчик!!?), заряжающий и водитель-механик. В чем разница? В том, что нет связиста (радиосвязи), командир отвлекается на возню с наводкой. Мало того, что наш экипаж отрезан от других машин и штаба, и как следствие не способен гибко реагировать на изменение ситуации, так и командир вместо общего руководства всё время отвлекается на наводку… Со стороны это, наверное, выглядело как тупая железная болванка, которая просто несется вперед и стреляет…

Т-34 сделал шаг вперед. Экипаж состоял из ЧЕТЫРЕХ человек: механика-водителя, радиста-пулеметчика, заряжающего и командира (-наводчика!!?). Хорошо, со связью разобрались, но с общим руководством остались проблемы.

Которые решили лишь в 1944 г. в модификации Т-34-85. Наконец-то и в РККА признали, что в танковом экипаже лучше иметь ПЯТЬ человек - добавили наводчика. Вследствие этого командир мог выполнять свою обязанность наблюдения за полем боя более эффективно. Теперь он имел обзор через командирскую башенку.

Ту самую башенку, что мы видим на всех немецких танках с самого начала…

И это еще не всё. Проблемой наших танков также была оптика и как следствие обзор. И это не шутки. У нас и так связи нет, и так командир отвлекается от наблюдения за полем боя, так еще ни он, ни водитель ничего не видят! А у немцев и обзорные башенки, и оптика Zeiss, и связь, и командир не отвлекается… Сравнялись мы лишь в 1944 г.

Впрочем. Танки КВ-1 были с наводчиком. Но они сами по себе уже ничего изменить не могли… Это потом, став ИС-2, в сопровождении Т-34-85, они просто смели Вермахт, и никакие супертанки "Тигры" и "Пантеры" немцев не спасли…

В-третьих, Устав. Устав РККА требовал вводить войска в бой по частям. С целью сохранения резервов. В РККА повар был только поваром, радист - только радистом. А Вермахт мало того, что наваливался всем скопом, оставляя решение проблемы резервов на штаб, так и воевали все: и радисты, и повара, и так далее. И получалось, что Красную Армию в 1941 г. постоянно били по частям, как в дурном анекдоте…

В-четвертых, логично вытекающее из первых трех пунктов тотальное организационное превосходство Вермахта. Хорошая связь штабов и частей, войск между собой, отдельных подразделений и экипажей, обеспечивали невероятную гибкость и координацию немцев, позволяя наносить предельно сконцентрированные и, говоря по-современному, высокоточные удары в самые слабые места Красной Армии.

Чем это грозило? Не только пресловутыми окружениями и котлами. Не только необходимостью сковывать еще больше войск в качестве резервов. При проблемной связи это вызывало склероз и хаос. Обстановка стремительно менялась, до частей доходила обрывочная и часто противоречивая информация. Массы людей и техники начинали невпопад сниматься с места, заполняя дороги и создавая колоссальные непроходимые пробки. Всё было парализовано. В таких бессмысленных блужданиях выжигалось топливо, после чего технику приходилось просто бросать… Большинство совершенно невообразимых потерь Красной Армии в первые два месяца войны - это брошенная своим же, а вовсе не уничтоженная немцами в бою, техника. А люди зачастую и в бой толком не вступали: просто "передислоцировались" до посинения, пока не оказывались в окружении. А потом, не имея техники, боеприпасов и еды, сдавались в плен.

И САМОЕ НЕОЧЕВИДНОЕ…

Для выполнения различных функций в обществе нужны разные качества. Воин, например, должен обладать достаточно практичным умом и приобрести определенные навыки. Еще важнее - его сила, выносливость. Но самое важное - это честь, долг и верность бойца. А вот от рабочих и крестьян никто не ждет какого-то особого ума, чести, долга, верности. От них этого не требуют: они должны быть лишь работящими и честными. Они просто живут и работают, на их каждодневном труде покоится государство.

Проблема в том, что таким категориям, как честь, долг и верность, научить трудно: они впитываются с молоком матери, с веским словом и примером отца, с рассказами бабушек и дедушек. Благородство - характеристика не физическая, а духовная. Именно поэтому очень важна преемственность, семейные традиции, формирование воинского сословия, потомственные военные.

Но после Революции русское имперское воинское сословие, всех носителей таких качеств, как честь, долг и верность (и глубокие военные познания и опыт), попросту истребили (или они бежали). А привить их или разыскать среди рабочих и крестьян, сформировать соответствующий элитный класс интеллектуалов, управленцев и военных, оказалось не так-то просто… На это требуется время, смена минимум 2-3 поколений и непрестанная работа по повышению культурного и образовательного уровня людей. И к 1941 г. СССР просто не успел…

За первые 20 лет советской власти было наломано столько дров, что это не могло не отразиться на духовном и психологическом состоянии людей. Зверства Гражданской, бесчинства комбедов, жестокость продразверсток, абсурдность раскулачивания, свирепость коллективизации… В 1941 г. рядовой боец прекрасно помнит 30е, иногда и 20е. С голодом, страхом, бесконечными шараханьями. А вы сегодня, в 2019 г., забыли бы страшнейший голод 2010 г. или массовые репрессии 2016? Конечно, нет.

Обиды остались. Страшные обиды. Сталин решил их подавить, с одной стороны, зверским нажимом, развернув репрессии. За любое неосторожное слово - в лагерь. Но многие притаились. С другой стороны, через централизованную систему образования молодежи, которую формировали с правильными взглядами и у которой не было никаких прошлых обид. Эти, кстати, и водрузили Знамя Победы над Берлином.

Репрессии же и необходимые чистки в армии в конце 30х, бездарно-жестоко проведенные фанатичным быдлом из НКВД, посеяли в войсках жуткий страх, полностью сковывающий инициативу и без того не сильно опытных и грамотных командиров. Короче, РККА "застроили". Офицеры боялись шевельнуться без приказа, а солдаты зачастую ненавидели красных, или были поражены атеизмом и просто боялись идти в бой, или какую обиду затаили. Причем все были набраны из рабочих и крестьян, у которых по определению слабо развиты честь, долг и верность…

Не учитывать вышеизложенное - страшнейшая ошибка политического и военного руководства СССР…

Пресловутые долг и честь. Ну вот не было их, хоть тресни. Страх повсеместно превалировал. Командиры бежали, держали штабы за 200 км от фронта (когда Гудериан ползал на брюхе по передовой). И предавали. Страх перед НКВД сковал инициативу, офицеры без прямых приказов бездействовали. Без командиров армия становилась неуправляемой. Да и рабоче-крестьянские солдаты, пораженные атеизмом и не успевшие забыть, какой ценой проводились коллективизация и индустриализация, были не склонны стоять насмерть, не хотели воевать за комиссаров. И сдавались в плен.

Да ладно бы плен…

Каждая собака у нас знакома с такими историческими реалиями, как власовцы из Русской Освободительной Армии и русские добровольцы Ваффен СС. Не говоря о латышских, эстонских и украинских добровольцах. Известно, за что репрессировали чеченцев и крымских татар. Всё за то же.

И всё это - последствия людоедства социалистов и чудовищных ошибок советской власти. Которые им никто не простил.

В такой ситуации никакое оружие не поможет, если в голове держащих его рук кипит обида и ненависть. Оружие зачастую просто разворачивалось против комиссаров или бросалось.

А ПОТОМ…

А что потом? Сталин очень быстро протрезвел от красного угара… Уже к осени зазвучали слова о великой истории Руси, о Православной церкви, о Родине-матери. Пошло консервативное давление на националистические чувства, на базовые ценности защиты дома и рода.

Да и бойцы протрезвели. Обиды обидами, но землю свою отдать врагу нельзя. Обиды обидами, но воевать против комиссаров - это стрелять в своих же русских… Коммунизм - это, конечно, хорошо, но "в окопах не бывает атеистов". Дело пошло.

А как же наши заклятые западные "друзья"? СССР так быстро (и, вообще говоря, довольно неожиданно) "сдулся" в 1941 г., что нарисовалась реальная перспектива победы Оси в Евразии. А это уже не шутки. Поэтому СССР получил помощь по ленд-лизу. Помощь очень существенную. Образовались "Союзники".

"И всё-таки, и всё-таки,
И всё-таки мы победили!"

Вторая мировая война, история

Previous post Next post
Up