Что такое понятие "Дух" у Гегеля?

Jan 22, 2025 13:13


Многие не понимают того,что Гегель подразумевает под словом Дух. Я подобрал несколько цитат, которые объясняют этот термин как его понимает и объясняет сам философ.

«...на дух следует смотреть как на подобие бога, как на божественное в человеке.» («ЭФН» 3);

«…через другое и через снятие этого другого он [дух] приходит к тому, чтобы оправдать себя и ( Read more... )

Гегель, Философия, философский ликбез, философия, дух

Leave a comment

hegelverehrer January 22 2025, 15:56:10 UTC

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В отличие от своих непосредственных предшественников, он не признает, что абсолютное представляет собой вещь в себе, Я или такое тождество, в котором уничтожено всякое различие субъективного и объективного, мышления и бытия. Принцип своей философии Гегель называет “субстанцией-субъектом”.

Согласно Гегелю, в субстанции Спинозы есть лишь момент истины. Должна быть единая бесконечная основа всех формообразований вселенной, однако она не может просто быть, т.е. существовать в виде неподвижной, не реализующийся ни во что определенное субстанцией, обособленной к тому же от человеческого мышления. Чтобы на деле быть причиной себя самой, субстанция должна быть абсолютным субъектом, началом и результатом своей деятельности, бесконечным процессом саморазвития. Но саморазвитие невозможно, если у него нет необходимого источника. Поэтому действительная субстанция не может быть только тождественной себе - абстрактным тождеством без различия мышления и бытия, как это имело место в философии Шеллинга. По мысли Гегеля, тождество субстанции (объективной реальности) с собой должно быть конкретным, т.е. заключать в себе не только различие бытия и мышления, но и высшую противоположность субъекта и объекта. Абсолютное должно быть единой субстанцией-субъектом, противоречием в себе самом и за счет этого противоречия развиваться, т.е. превращаться в свое иное, относительное и конечное, впервые становясь тем самым абсолютным как таковым. В силу противоречия, внутренне присущего абсолютному первоначалу, всеобщая субстанция самоопределяется через все особенности своего бытия вплоть до единичности мыслящего субъекта. Последний возникает только благодаря процессу развития самой субстанции-субъекта.

Таким образом, в результате саморазвития бытие становится мышлением, а мышление обретает бытие; объект становится субъектом, а субъект сообщает себе объективное существование.

Поскольку саморазвитие предмета философии есть процесс, то и познающее его философское мышление тоже есть процесс - развертывающийся из единого принципа философии метод философской науки. Согласно Гегелю, предмет и метод философии неотделимы друг от друга. Предмет философии как противоречие мышления и бытия, субъекта и объекта развивается, а ее метод последовательно выражает в форме сознательного движения мысли логику развития своего предметного содержания.

Это кратко из лекции Гегелеведа из С.Пб универа

Reply

scalpel777 January 22 2025, 16:32:26 UTC

Ну вот - разделяется же бытие и мышление

Reply

hegelverehrer January 22 2025, 17:26:28 UTC

ДА, только при это они есть одно целое

Reply


Leave a comment

Up