28 декабря, в последний рабочий день в году, практически под елочку, Президент подписал указ № 1124 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации». В перерывах между поеданием оливье и запиванием оного шампанским изучил новый документ. Это третий подобный документ. Первый был принят в 2014 году, вторая редакция - в 2020 году. От варианта к варианту объем Стратегии увеличивался.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280115 Впервые в Стратегии есть раздел о результатах реализации предыдущего варианта Стратегии (до 2025 года). Отмечается, что удалось переломить тенденцию к увеличению количества ежегодно регистрируемых преступлений экстремистской направленности. За последние десять лет правоохранительные органы выявили почти 12 тыс. таких преступлений, к уголовной ответственности привлечены около 9 тыс. лиц. В судебном порядке запрещена деятельность более 70 экстремистских организаций, признано нежелательным функционирование в Российской Федерации около 170 иностранных структур, признаны экстремистскими более 3 тыс. информационных материалов. Доля зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в общем количестве преступления незначительна (0,05-0,09% в последние годы).
Новый вариант предназначен для конкретизации положений не только Стратегии национальной безопасности (в новом варианте 2021 года), как предыдущие, но и Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также Концепции внешней политики Российской Федерации.
В Стратегии принята терминология, которую удобно применять для классификации авторов в Интернете:
«Идеология насилия» - совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей.
«Радикализм» - приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации.
«Экстремистская идеология» - совокупность взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противоправные действия, как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов и противоречий».
Эти термины были и в предыдущем варианте Стратегии, с небольшими изменениями. А есть и новые понятия:
«Ксенофобия» - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также в отношении их отдельных представителей.
«Русофобия» - неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории России, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России».
Стоит отметить, что под понятие «русофобия» авторы документа относят и действия недружественных государств, а не только некоторых экстремистов.
Также дано определение «финансированию экстремистской деятельности» - оказание финансовых услуг либо представление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования экстремистской организации или экстремистского сообщества, подготовки или совершение хотя бы одного преступления экстремистской направленности либо для финансирования или материального обеспечения лица в целях совершения им такого преступления.
То есть, предоставление квартиры, компа или «чая и печенек» лицу, совершающему преступление экстремистской направленности - это финансирование экстремистской деятельности.
Отмечается, что «наблюдается стремление экстремистских организаций… к консолидации усилий в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации».
То есть, формально противоборствующие экстремистские организации, могут совместно действовать против интересов России.
В ряду внешних и внутренних экстремистских угроз добавлены новые.
К внешним вновь отнесены:
- фальсификация мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней;
- противоправные посягательства на культурно-историческое наследие Российской Федерации;
- распространение экстремистской идеологии, способствующей радикализации общества и отдельных лиц.
Отдельный пункт посвящен Украине:
«13. Серьезнейшие угрозы экстремистского характера исходят от широкого распространения идей неонацизма, усиления радикальных националистических вооруженных формирований (в том числе на Украине), поддерживаемых внешними силами, которые поощряют совершение на территории России преступных действий, включая диверсионно-террористические акты в отношении людей и гражданских объектов, с вовлечением в эти преступные действия российских граждан. Риски, связанные с экстремизмом на Украине, распространяются на соседние страны и регионы. Укрепляются связи украинских неонацистов с транснациональными организованными преступными группами и международными террористическими организациями. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против Российской Федерации и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одними из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ».
Отмечена угроза роста террористических и экстремистских угроз для России в связи с расширением миграционных потоков и увеличение доли проживающих в России иностранных граждан, являющихся носителями экстремистских идей и взглядов.
К новым внутренним экстремистским угрозам отнесены:
- социальные, экономические, культурные, национальные, религиозные проблемы, которые используются национальными, радикальными общественными, религиозными, этническими организациями и объединениями, а также отдельными лицами в качестве повода для осуществления экстремистской и иной противоправной деятельности;
- выделение молодежи, мигрантов и участников сетевых групп, как отдельных объектов вовлечения в экстремистской и иную противоправную деятельность;
- финансирование экстремистской деятельности;
- инспирирование сепаратистских проявлений в отдельных субъектах Российской Федерации на почве межнациональных (межэтнических) конфликтов, обусловленных их историческими и социально-экономическими особенностями и способных привести к дезинтеграции государства и нарушению единства российского общества;
- проникновение в органы публичной власти лиц, распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространении.
К числу опаснейших проявлений экстремизма в числе прочего отнесены:
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- пропаганда непризнания законов и подзаконных актов, правовых процедур и органов власти Российской Федерации.
Отмечается применение в целях привлечения граждан к протестным акциям различных методов манипулирования общественным мнением, распространения недостоверной информации, способствующих усилению радикальных и экстремистских настроений в российском обществе.
Выделены как отдельный вид угроз деятельность экстремистских организаций, стимулирующих возникновение и обострение территориальных противоречий и конфликтов, направленных на отделение части территории Российской Федерации.
Меньше, чем раньше акцентирована угроза исламского экстремизма, но отмечается, что сохраняется угроза проникновения на территорию России лиц, проходивших обучение в зарубежных теологических центрах, проповедующих исключительность радикальных религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе с вербовкой и обучением через Интернет. Особую опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, в частности не относящиеся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличающиеся религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.
Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, названа неблагоприятная ситуация с противоправной деятельностью мигрантов в отдельных регионах России, которая в том числе нарушает исторически сложившийся национальный и религиозный баланс в ущерб безопасности Российской Федерации.
Отдельно отмечены распространение радикализма в спортивной среде, в частности в клубах спортивных единоборств, среди лиц, отбывающих наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Как предполагается противостоять этим угрозам написано в разделе «Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму».
Цели остались практически неизменными: «защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации».
В перечне задач добавились две новые:
- организация основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях информационного противодействия распространению экстремистских и иных деструктивных идеологий;
- повышение уровня патриотизма населения Российской Федерации.
Значительно расширены основные направления (привожу лишь некоторые), которые сведены в девять блоков:
1. В области законодательной деятельности можно отметить совершенствование законодательства в части пресечения производства и распространения экстремистских материалов, совершенствование механизмов противодействия противоправной и антироссийской деятельности иностранных и международных неправительственных организаций.
2. В области правоохранительной деятельности:
- организация работы с обращениями граждан и другими информационными материалами в целях противодействия экстремизму;
- выявление и ликвидация источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности;
- выявление организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму и ведение перечня таких организаций и физических лиц;
- профилактика и противодействие распространению в Российской Федерации, в особенности в новых субъектах Российской Федерации, экстремизма, неонацизма и украинского национализма;
- проведение исследований и судебных экспертиз информационных материалов на предмет выявления в них признаков экстремизма;
- осуществление учета лиц, выехавших за пределы Российской Федерации для участия в деятельности экстремистских организаций, а также для прохождения обучения в учебных центрах недружественных государств, в деятельности которых имеются признаки экстремизма.
3. В области государственной национальной политики:
- предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;
- взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с некоммерческими организациями в целях содействия укреплению общегражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации, сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. В области государственной миграционной политики (очень много изменений):
- недопущение формирования неблагоприятной миграционной обстановки в стране;
- противодействие незаконной миграции, совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства;
- повышение требований к кандидатам на приобретение вида на жительство в Российской Федерации и гражданства Российской Федерации;
- проведение мероприятий по недопущению распространения экстремистской идеологии в местах компактного проживания мигрантов;
- прекращение приобретенного гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера;
- повышение эффективности механизма принятия решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
- обеспечение изучения мигрантами и членами их семей, включая детей, русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;
- принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, социальной изоляции отдельных групп граждан;
- профилактика экстремистских проявлений при внедрении разрабатываемого механизма трудоустройства жителей субъектов Российской Федерации с избытком рабочей силы (регионы-доноры) на территории субъектов Российской Федерации с недостатком рабочей силы, развитие экономики которых осуществляется за счет привлечения иностранных работников (регионы-реципиенты) (Вот первый раз слышу про разработку такого механизма).
5. В области государственной информационной политики:
- противодействие пропаганде идей экстремизма в СМИ и в Интернете;
- мониторинг СМИ и Интернета в целях выявления экстремистских материалов и принятия мер реагирования, включая ограничение доступа;
- профилактическая работа с представителями СМИ и владельцами интернет-ресурсов в целях недопущения нарушений законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности;
- разработка автоматизированных программных комплексов, позволяющих выявлять противоправный контент в Интернете;
- создание единой базы данных об активности, публикациях экстремистского характера в онлайн-среде;
- разработка технологий искусственного интеллекта и их применение при мониторинге СМИ и Интернета, в том числе путем проведения потокового анализа данных, деанонимизации участников экстремистской деятельности в Интернете;
- субсидирование производства социально значимых проектов, направленных на профилактику экстремизма, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и межконфессиональной толерантности, дискредитацию идеологии насилия, фашизма и неонацизма, национальной и (или) религиозной ненависти и вражды;
- содействие созданию в обществе негативных социальных установок в отношении участников экстремистских организаций путем сбора и опубликования информации о последствиях их насильственных действий.
6. В области образования и государственной молодежной политики:
- издание учебно-методических материалов, направленных в том числе на воспитание культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, на формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общегражданской российской идентичности;
- организация деятельности педагогов-психологов по выявлению возможных признаков неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению выявленной категории несовершеннолетних;
- проведение в образовательных организациях обучающих и информационных мероприятий, посвященных противодействию методам вербовки в радикальные религиозные группы и информировании о последствиях участия в экстремистской и террористической деятельности;
- разработка и реализация в образовательных организациях индивидуальных программ социального психологического сопровождения обучающихся из групп риска;
- организация временной занятости подростков в свободное от учебы время, в том числе связанной с благоустройством воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков воинской славы, оказанием социальной помощи ветеранам войн и военных конфликтов, семьям погибших воинов, с осуществлением шефства над лицами, нуждающимися в медицинской и (или) социальной реабилитации, паллиативной медицинской помощи;
- усиление контроля за деятельностью спортивных школ и клубов спортивных единоборств, осуществление учета обучающихся (занимающихся) в этих школах и клубах, проведение проверок соблюдения отраслевого законодательства;
- введение в образовательную деятельность единого курса истории России, объективно освещающего и оценивающего наиболее значимые события, связанные со становлением и развитием нашей страны как государства, а также раскрывающие внешние и внутренние угрозы существованию России в разные исторические периоды;
- проведение мероприятий, направленных на недопущение вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность путем воспитания в молодых людях гражданственности, патриотизма и нравственности, приобщение молодежи к занятиям творчеством, спортом, повышение роли семьи в предупреждении радикализации молодого поколения;
- организация подготовительных лагерей школьного актива, студенческих лагерей с участием представителей отрядов охраны правопорядка;
- препятствование проникновению в образовательные организации радикально настроенных лиц, распространяющих экстремистскую идеологию.
7. В области государственной культурной политики:
- размещение и реализация государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на профилактику экстремистских проявлений;
- укрепление единого культурного пространства Российской Федерации при сохранении культурной самобытности ее народов;
- противодействие пропаганде идей фашизма и неонацизма путем распространения информационных материалов, раскрывающих преступную сущность и рассказывающих в том числе о деятельности украинских радикальных структур;
- гармоничная социокультурная интеграция в российское общество населения новых субъектов Российской Федерации, а также переселенцев с этих территорий, убывших для постоянного проживания в другие субъекты Российской Федерации;
- содействие сохранению исторического наследия и национальной самобытности, дальнейшему развитию традиций взаимодействия народов России, формированию в обществе атмосферы уважения к российским и мировым культурным ценностям;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как государственного;
- укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развития культуры, истории и языков всех народов России, воспитания уважения к мировым культурным памятникам.
8. В области международного сотрудничества:
- продвижение на международной арене инициатив, направленных на борьбу с возрождением нацизма, неонацизмом и их героизацией, а также с применением рядом государств неонацистских подходов во внутренней и внешней политики;
- совершенствование межведомственного приграничного сотрудничества с дружественными государствами.
9. В области обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму:
- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию проектов по социальной адаптации лиц, подверженных влиянию экстремистской идеологии, по формированию в обществе атмосферы межнационального мира и межконфессионального согласия, неприятия идеологии насилия;
- содействие развитию конструктивно настроенных общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав человека.
Дальше приведены этапы реализации Стратегии, ожидаемые результаты и количественные показатели, которыми определяется достижение результатов. Кому интересно -
посмотрите. Конкретных значений количественных показателей и сроков в Стратегии нет. План реализации Стратегии будет разработан Правительством РФ. Там будут и мероприятия, и сроки.
В целом в документе значительно расширен перечень мероприятий, отнесенных к противодействию экстремизму. Многое в содержании, как в части экстремистских угроз, так и в части противодействия экстремизму, перекликается с темами, обсуждавшимися в сообществе, так что есть тема для дальнейших срачей дискуссий.
Субъектам противодействия экстремизму хочу пожелать успехов в их работе, простым гражданам - не попасть под влияние экстремистской идеологии, а экстремистам всех мастей - как минимум деанонимизации в Интернете, как максимум - ликвидации.
Перепись и классификацию экстремистов в комментариях объявляю открытой! :)