Если кто не в курсе, то название - это цитата из эпиграммы Пушкина на «Историю» Карамзина.
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
У блеваков и либерази считается само собой разумеющимся, что «кнут» - это хтоническое зло. Когда как у нас, консерваторов, реакционеров и охранителей, «кнут» - полезный и необходимый инструмент не только в управлении лошадьми, но и в управлении людьми.
Доказывать необходимость управления людьми и бессмысленность упований на «самоуправление» и безвластие я не считаю нужным.
А вот - очередная историческая зарисовка про
«Кнута им, похоже, не хватало кроме пряника». «В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские крестьяне весьма малодеятельны, вообще не предприимчивы, а от того большею частью очень бедны…»
Отчего это у них так получилось?
«Живут плохо: грибы да картоха»?!
Земля не родила? Или вообще ее мало? Барин слишком большой оброк установил?
Нет, вы знаете, все немного сложнее. Барина у этих крестьян не имелось. И положенное их сословию тягло они не несли, царь-батюшка их освободил.
Дело в том, что в Коробово жили потомки самого Ивана Сусанина. И в связи с этим со времен Михаила Фёдоровича им полагались льготы - никаких налогов коробовские крестьяне не платили, барина у них не было, в общем, живи и радуйся. По факту - для большинства получился не в коня корм.
Несмотря на то, что большинство коробовских крестьян приходились друг другу родственниками, они успешно расслоились на кулаков и батраков и большая часть тех немногих десятин земли, которые им принадлежали, оказались у первых. Имея, по сравнению с окружающими селами и деревнями, приличные льготы, коробовские крестьяне просто тратили меньше сил на то, чтобы обеспечивать свои не слишком большие потребности: хватило еды от урожая до урожая и ладно. Все эти знаменитые дельцы и купцы, вышедшие из костромских и ярославских крестьян - это не про коробовских. Они сидели ровно на своих пятых точках.
В XIX веке на Коробово свалилось чудо чудное в виде приезда царя Николая Павловича. Он посмотрел на то, как бедствуют потомки спасителя династии. И решил им помочь. Коробовским крестьянам прирезали приличный кусок земли. Подтвердили все их льготы. Более того, сделали Коробово, по сути, неподсудным местным губернским властям, так как теперь губернатор, чтобы что-то порешать в этом селе, должен был списываться с Министерством двора. А оно ему надо, такой лишний геморрой?! Поэтому Коробово осталось предоставлено само себе.
Считается, что настоящий русский мужик хитер и предприимчив, справедлив и сообразителен - дай ему только волю. Так что коробовцы замутили что-то интересное? Например, массово занялись животноводством (для костромских краев - это тема, хлеба там много не вырастишь, климат и почва не те)?! Нет. Они разве что крыши тесом, а не соломой покрыли. А так, мало того, что остались по-прежнему сидеть на пятых точках ровно, так еще и стали законы нарушать, раз их все равно не контролируют. А именно - пустили к себе в массовом порядке сектантов.
В результате, когда с визитом в Коробово пожаловал уже Александр II, то власти пришли в оторопь. Особенно это занятно выглядело в свете того, что визит состоялся примерно за год до Того Самого Манифеста. Вот и подумаешь тут на месте царя - а нужно ли давать крестьянам волю, если они как в Коробове в результате распорядятся ею так, что станут с лебеды на крапиву перебиваться, но палец о палец не ударят, чтобы что-то стало лучше.
Понятно, что Коробово - это не вся Россия. Но пример весьма занятный.
И самое забавное во всем этом то, что история Руси-матушки сделала занятный круг и что-то похожее проявилось уже несколько с другой стороны. Но зато в массовом порядке.
В 1953 году после того как вождь и отец всех народов занял свое место рядом с Лениным в Мавзолее, пришедшие ему на смену рулевые уже совсем другой страны - не Российской империи, а первого в мире государства рабочих и крестьян, решили, что в конце концов, на 36-м году самой справедливой власти, пора уже не повышать крестьянам каждый год сельхозналог, а снизить его, раз уж цены в магазинах каждый год снижаем.
В августе 1953 года Верховный Совет СССР принял закон о замене прогрессивного налога с личных подсобных хозяйств обложением по твердой ставке. Размеры приусадебных участков при этом разрешили значительно увеличить. И вдобавок резко, в 2,5 раза подняли закупочные цены на мясо, молоко и овощи, которые сдавались «колхозами государству в плане обязательных поставок»
Как вы думаете, к чему это привело?
Давайте назовем это «эффектом села Коробово».
Вводя все эти новации, советские власти, возглавляемые на тот момент Хрущевым и Маленковым, наивно рассчитывали, что деревня проявит сознательность и раз теперь налогов меньше, работать все станут лучше.
Ага, сейчас!
Если где и стали лучше работать, то исключительно на своих огородах.
В колхозах же стала резко падать дисциплина, потому что свой огород надо обрабатывать, не до колхозных грядок. Поголовье скота стало сокращаться (и это еще до «знаменитого рязанского эксперимента с тремя планами по мясозаготовкам»), а некоторые председатели колхозов просто стали сокращать хозяйства, приводя их «в соответствие с имеющейся мощностью».
Вот почти то же самое село Коробово.
В несколько другом ракурсе, конечно - потому что все не расселись на печах, а разбежались по своим огородам, раз есть такая возможность.
Закончилось это сами знаете как. Через несколько лет стали закручивать гайки обратно. Правда, взамен решили, что надо все-таки платить деньги, а не «палочками» трудодней отделываться.
Если кого-то всё еще удивляет, что при Сталине СССР экспортировал зерно, а при Хрущеве и всех последующих генсеках импортировал или что в РФ собирают больше зерновых, чем собирал весь СССР, то помните про «эффект села Коробово». И про необходимость «кнута»!