Большевики действовали по «заветам» великого «мыслителя» Энгельса. Вот и немудрено, что все накрылось медным тазом. Потому что сказать,что энгельсовская «диалектика» не имеет ничего общего с философией Гегеля, которому и приписывают некие «законы», которые он «изобрел». Аппелируя к этим «законам» во всех сферах жизни, большевизм просто сработал вхолостую. А был потенциал.
Г. Гегель vs Ф. Энгельс.
I. О том, что у Гегеля гражданское общество подчинено «политическому строю».
Энгельс:
«Итак, несомненно, что, по крайней мере в новейшей истории, государство, политический строй, является подчинённым, а гражданское общество, царство экономических отношений, - решающим элементом. По старому взгляду на государство, РАЗДЕЛЯВШЕМУСЯ и Гегелем, оно считалось, наоборот, определяющим, а гражданское общество - определяемым элементом.» (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и исход классической немецкой философии»)
Гегель:
«В отношении тех, кто остается рабами, не совершается никакой абсолютной несправедливости; ибо, кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом, и, наоборот, если какой-нибудь народ не только воображает, что он желает быть свободным, но действительно имеет энергичную волю к свободе, тогда никакое человеческое насилие не сможет УДЕРЖАТЬ его в рабстве как в состоянии чисто пассивной управляемости.» («ЭФН» 3); «Понятие права как сила, РАСПОЛАГАЮЩАЯ ВЛАСТЬЮ и независимая от побуждений единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.» («Философская пропедевтика»)
II. О том, что Гегель не выводил «законы» из опыта, из истории и из природы, а только навязывал эти законы им.
Энгельс:
«По сути дела они [диалектические законы- В.К.] сводятся к следующим трем законам: Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания. Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления...»; «Ошибка заключается в том, что законы эти ОН НЕ ВЫВОДИТ из природы и истории, а НАВЯЗЫВАЕТ последним свыше...». (Ф. Энгельс «Диалектика природы»)
Гегель:
«Первым источником нашего познания является опыт. Для опыта требуется всего-навсего, чтобы мы что-то восприняли сами. Но нужно также и отличать восприятие от опыта. Прежде всего содержанием восприятия является только какой-нибудь один предмет, который теперь случайно может быть таким, в другой раз - другим. Если же я повторяю восприятие и при повторном восприятии замечаю и удерживаю то, что во всех этих восприятиях остается неизменным, то это и есть опыт. Главное содержание опыта составляют законы, т.е. такую связь двух явлений, когда при наличии одного явления всякий раз происходит и другое.» («Философская пропедевтика» § 2)
III. О том, что категории в голове есть отражение действительного развития, а не наоборот.
«Извращение диалектики у Гегеля основано на том, что она должна быть, по Гегелю, «саморазвитием мысли», и потому диалектика вещей - это только ее отблеск. А на самом-то деле ведь диалектика в нашей голове - это только отражение действительного развития…»; «Сравните хотя бы у Маркса развитие от товара к капиталу с развитием у Гегеля от бытия к сущности, и у Вас будет прекрасная параллель: с одной стороны, конкретное развитие, как оно происходит в действительности, и, с другой стороны, абстрактная конструкция…» (Конраду Шмидту от 1 ноября 1891 года)
Гегель:
«В идее познания ищут понятие, и оно должно соответствовать предмету. В идее блага, наоборот, понятие считается чем-то первым и в себе сущей целью, которая должна быть реализована в действительности.»; «С одной стороны, понятие, будучи в отрыве от действительности пустым, должно получить свое определение и осуществление от действительности. С другой стороны, действительность вместо самостоятельного определения должна получить свое определение от понятия.» («Философская пропедевтика» § 70; 80); «Опыт учит, следовательно, только тому, каковы предметы, а не тому, какими они должны быть. Познание того, какими предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи. Только это познание есть истинное познание.» («Философская пропедевтика» §2)