В 2001 году вышла книга немецкого исследователя Михаэля Мертеса «Немецкие вопросы - европейские ответы». Приведу ряд фрагментов из нее.
Работы, вошедшие в книгу, передают историю, которая началась в 1989 году и заканчивается в 2001-м. Впрочем, нет, не «заканчивается» - продолжается! В течение последних 12 лет эпохальные события самым решительным образом изменили облик Европы. И этот процесс далеко еще не завершен. У меня было преимущество, позволившее мне непосредственно участвовать во многих процессах - в качестве ближайшего сотрудника Гельмута Коля (в последние годы я возглавлял Отдел культуры и планирования в правительственном аппарате ФРГ). Кроме того, с 1994 года у меня появилась возможность следить за развитием происходивших исторических событий под российским углом зрения - в качестве эксперта Московской школы политических исследований.
Отношение немцев и русских к вопросу о национальном самовосприятии всегда было разным. Это вопрос об отношениях между нацией, государством и демократией, о поисках своего места в контексте европейской культуры, о честном анализе собственной истории - по ту сторону исторических мифов. При написании книги мне очень помогло то, что я мог посмотреть на «германский вопрос» глазами моих русских друзей - и я надеюсь, что читатель этой книги сочтет полезным взглянуть на «русский вопрос» глазами немецкого друга.
Вопрос о национальной идентичности кажется мне сегодня менее существенным, чем это было 10 лет назад. Он уводит в ложном направлении, заставляя нас думать о нашей исключительности и вызывая желание отгородиться от всего, что нам чуждо. И в результате игнорирует перемены, которым мы постоянно подвержены. Поэтому я выступаю за открытую и способную к изменениям систему национального самовосприятия. Нация не должна быть самоцелью - и тем более высшим из всех благ; она инструмент для достижения высоких человеческих ценностей свободы, справедливости и мира. И то же самое относится к власти. Одним из самых значимых событий последних лет стало для меня поражение Коля на выборах 1998 года; с тех пор я работаю журналистом. То, что близость к власти может превратиться в наркотик, я испытал на собственном опыте. Семья и друзья - и не в последнюю очередь российские друзья - помогли мне освободиться от этой зависимости. Отныне библейская заповедь - не сотвори себе кумира - приобрела для меня новое значение: если люди боготворят нацию, власть и богатство, они становятся рабами.
Кажется, Запад утратил чувство обшей цели, как будто бы его деморализовала победа над тоталитаризмом. Возможно, наша единственная общая цель в прошлом имела негативную формулировку - как отражение советской угрозы нашему образу жизни. Многие на Западе начинают сожалеть о тех «добрых» временах, когда конфликт между Востоком и Западом поддерживал хрупкий международный мир и обеспечивал всем тем, кто находился по западную сторону «железного занавеса», относительно приятное существование.
Североатлантический альянс должен настойчиво добиваться того, чтобы его претензии на право вооруженных акций в гуманитарных целях были признаны в рамках ООН. Для этого ему требуется широкая поддержка, в том числе Москвы и Пекина, - а это нереально при таком дерзком и высокомерном поведении. «Только сильным дается власть», - говорит Фридрих Шиллер в пьесе «Вильгельм Телль». Эти слова не должны стать девизом НАТО. Если НАТО хочет обеспечить в XXI веке мир во всем мире, ей следует искать по всему миру единомышленников. Сейчас Соединенные Штаты более чем когда-либо испытывают искушение действовать в одиночку. Это понятно. Но, к сожалению, это также самый короткий путь к изоляции - кошмару всех европейцев, для которых уроки XX века не прошли даром.