Для научного описания текущих событий необходимо отказаться от понятия "майдан". В своем негативном значении оно появилось в охранительной прессе как обозначение ЛЮБОГО социального протеста на постсоветском пространстве в целях его дискредитации как управляемого извне процесса. Конечно, подобный момент присутствует. Но, как говориться, в действительности - не все, как на самом деле.
Во-первых, какова доля управляемости? Во-вторых, каков источник управления? В-третьих, какова цель управления? Как правило, на эти вопросы нам не отвечают, а просто на событие вешают ярлык "майдана", под которым может скрываться все, что угодно. Даже зачатки самостоятельного рабочего движения.
Разберемся с "управлением".
Неуправяемые социальные протесты вот: стихийные чумные и хлебные бунты средневековья. Но уже в Новое время управляемость социальным протестом, сиречь, его сознательность, нарастает - и мы видим проект рабочей партии. Реализованный практически и эффективно в 1917 году и везде в индустриально развитых странах. Можно ли буржуазно-демократические и пролетарские революции 19 и 20 века все скопом назвать "майданами"? Нет.
Теперь об "управлении ИЗВНЕ".
Почти ЛЮБАЯ буржуазно-демократическая революция испытывала влияние извне (из-за границы) - идейное или организационное. И ВСЕ ее движущие силы в той или иной мере находились под внешним влиянием. Для краткости исторические примеры приводить не буду: они есть в нашей статье об оранжевых революциях.
Все буржуазно-демократические революции - это "майданы"?
Нет.
Тогда что такое "майдан"? Публицистическая инвектива - не более того. Употреблять можно, только осторожно, чтобы указать на определенную сторону события. Но не надо забывать, что само событие в целом к этому не сводится.
Тогда чем же являются те события, которые так называют - все эти "цветные" или "оранжевые революции" или "майданы", происходящие в постсоветскую эпоху на постсоветском пространстве?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратим внимание на то, что воображают о себе их участники и сравним их дела с объективным общественным результатом их практики. "Свобода - бла-бла - суверенитет - бла-бла - долой плохой капитализм с плохим президентом - даешь хороший капитализм с президентом хорошим" (вариант: "долой плохой социализм с плохой партией - даешь хороший с хорошей"). Все. Имя тому - реставрационная программа. Не революция, а реставрация, упакованная в иллюзии буржуазно-демократических или социально-утопических идеалов века 18. Или так: по форме - революция (буржуазно-(социал-)демократическая), по объективному результату - реставрация, реакция.
Однако, реставрировать, а, точнее, воплотить утопию "демократического капитализма/социализма" с ожидаемыми результатами, восставшим не удается. Поэтому и термин "реставрация" здесь описывает скорее желаемое, чем действительное.
В итоге мы имеем движение, не порождающее в обществе никаких новых общественных связей (оно само этого не хочет, предполагая вернуться к старым), а только подчиняющее их новым властным группировкам собственников. Если угодно, происходит политическая революция без социальной - и то если случается какая-то трансформация политических институтов в пользу новых элит. Вам обещают марлезонский балет, а показывают тверк.
Почему так происходит?
Словечко "майдан" и вся "майданная" концепция в наименьшей степени позволяют ответить на этот вопрос, ибо упирают на манипулируемость движением. Дескать, сами "люди" - жертвы обмана, основная ответственность на более крупных игроках из "элит". Но таким образом упускается из виду самое существенное обстоятельство: люди обманываются САМИ! Это есть их САМОобман. Никто силком не гонит хабаровчан на улицы заступаться за Фургала, никто не заставляет членов КПРФ делиться своей копейкой в пользу Грудинина, никто сейчас не заставляет минчан приходить на митинги мадам Тихановской - они совершают все это не потому, что им кто-то так приказал делать, они это делают в полном соответствии со своей картиной мира и с тем уровнем политического сознания, которое у них имеется в наличии.
Как говориться, иного рабочего класса у меня для вас нет.
Политическая архаика, полная искренних поисков воображаемых друзей и заступников.
Следовательно: перед нами не просто "майданы". Перед нами - буржуазные и номенклатурные (или буржуазно-номенклатурные) движения самих трудящихся.
Исторический этап такой.
Временный. (с) А.Коряковцев