Согласно известным расчётам ВВП на душу населения по всем основным странам и регионам мира за несколько столетий, которые были осуществлены в рамка проекта Ангуса Мэдиссона, в начале XX века ВВП на душу населения в России составлял 38% от среднедушевого уровня 12 наиболее развитых
стран Европы, в Польше соответственно 48%, а в целом по 7 странам Восточной Европы (Албания, Болгария, Румыния, Югославия, Чехословакия, Венгрия, Польша) - 27%. В период наивысшего расцвета социализма (с 1950 по 1972 год) это соотношение составило для СССР 53%, для Польши - 44%
и для 7 стран Восточной Европы - 32%; во второй половине 2000-х годов ВВП на душу населения в России составлял 39% от уровня Е-12, в Польше - 46% и в 7 странах Восточной Европы - 30%.
Из этих цифр видно, что Восточная Европа и Россия оказались в начале XXI века примерно на такой же дистанции по отношению к развитым странам на какой находились за сто лет до этого. При этом в апогее социализма Восточная Европа находилась примерно на том же уровне развития по отношению к передовой Европе, а Советский Союз сократил свое отставание.
Чтобы преодолеть такое отставание экономикам Восточной Европы необходимо было бы вырасти на 150-200% за десять лет. Однако такие темпы роста наблюдались только в период экономических чудес у так называемых «азиатских тигров», либо у бедных стран благодаря эффекту низкой базы. Посткоммунистические страны в последние 30 лет в среднем росли темпами даже несколько превышающими обычные для стран со средним доходом, но недостаточными для преодоления разрыва со странами запада сформировавшегося в XIX веке и ранее.
Занятна также сходная динамика темпов рост у всех посткоммунистических стран, средние темпы роста центральноевропейских и постсоветских стран замедлились с 5,7% в 2000-х до 2,6% в десятые годы.
Это я к тому, что у нас часто любят валить все проблемы на якобы неправильную политику России, на революционные события XX века, на «капитализм» или «социализм», на отдельных «злобных» правителей вроде Сталина или Путина. Но разрыв Восточной и Западной Европы оказывается почти стабильным на протяжении столетий при разных правителях, разных режимах, разных идеологиях и т.д. Отсюда вывод, простой сменой персоналий такие проблемы не решаются. Имитацией западных институтов они не решаются тоже, так как это уже пробовали и не раз.
Они не решаются ни выходом из капиталистической мир-системы (тоже пробовали), ни стремлением интегрироваться туда любой ценой, хоть тушкой, хоть чучелом (пробовали последние 30 лет).
Возможно он решается путём достижения в рамках этой капиталистической системы более высокого места в иерархии на оси центр-периферия. Возможно, нужно проверять, не исключено, что мы прямо сейчас являемся свидетелями попытки добиться этого самого более высокого места, ведь на хорошие места не приглашают, за них приходится побороться.