Смысл истории

Oct 28, 2024 06:20


В 2015 году была опубликована книга Вячеслава Степина «Философская антропология и философия культуры». В ней среди прочего он написал.

Если общество рассматривать как целостный организм, подверженный исторической эволюции, то для объяснения его эволюционной динамики недостаточно выявить структуры и процессы, выступающие аналогом естественного отбора. Важно обнаружить еще и аналог генетического кода - информационные структуры, аккумулирующие накопленный исторический опыт.

При рассмотрении культуры как развивающейся системы программ деятельности, поведения и общения аналогия культуры с генетическим кодом обретает глубокий смысл. При таком видении социальных процессов в новом свете предстает и историческая эволюция общества. Чтобы изменился тип общества и возник новый социальный вид, должно произойти изменение культурного кода, а затем уже технико-экономическое развитие и конкуренция с другими обществами определит дальнейшую судьбу нового типа социальной организации.

Решение современных глобальных проблем станет возможным только при переходе к новому типу цивилизационного развития, основанному на иной системе ценностей, чем техногенная цивилизация.



Должно измениться отношение к природе как к резервуару ресурсов и своеобразному полю для человеческой деятельности, которое следует переделывать и подчинять человеку. Скорее всего, осуществится переход от технократического восприятия природы к космо-организмическому видению, когда природа рассматривается как особый организм, в который включен человек.

Изменение отношения к природе предполагает формирование нового понимания потребностей. Идеалы потребительского общества оказали существенное влияние на марксистскую концепцию коммунизма. Он провозглашался такой ступенью общественного развития, когда будет обеспечено удовлетворение возрастающих потребностей на основе ускоренного развития производительных сил.

Сегодня становится очевидным, что ограниченность ресурсов накладывает ограничения на безудержный рост вещно-энергетического потребления. Приоритеты здесь должны смещаться от вещественно-энергетического к информационному потреблению, что предполагает кардинальное изменение ценностей потребительского общества.

К прогрессивным идеям можно отнести: идеал будущего как интегрированного человечества, которое строит свои отношения на гуманистической основе, на приоритете общечеловеческих ценностей; представление о возрастающей ценности человеческой личности, ее творческих возможностей и духовного развития.

В 2016 году вышла книга Николая Розова «Идеи и интеллектуалы в потоке истории». В ней он написал следующее.

В формальном отношении смысл истории - это смысл длительности, наполненной всем тем, что делают люди и что происходит с людьми. Обычно философы по аналогии со смыслами отдельных событий трактуют смысл истории как некоего процесса, имеющего начало и конец. При этом концу истории произвольно приписываются ценностные, метафизические, богословские, мистические или иные характеристики, которые, собственно, и задают смысл истории. Можно ли вообще с какой-либо степенью достоверности судить о действительном конце истории (то есть о полном исчезновении людей)? Это делать можно, но только в двух случаях. Во-первых, при отсутствии способных к полностью автономному существованию внеземных человеческих колоний возможно обнаружение естественных процессов (связанных с эволюцией Солнца, или внутренних процессов в структуре планеты Земля, или траекторией каких-либо космических тел, излучений и проч.), которые приведут к наступлению условий, исключающих возможность человеческого существования. Все такого рода возможности подпадают под категорию естественного конца истории. Во-вторых, наступление таких условий можно предсказать с высокой надежностью, если приводящие к ним процессы вызваны действиями самих людей (например, наступление «ядерной зимы» после серии ядерных ударов или разрушение защитных свойств атмосферы вследствие промышленных выбросов). Таким образом, здесь уже речь идет об искусственном, или антропогенном, конце истории.

Отвлекаясь от конца истории и применяя полученные результаты к ходу продолжающейся истории, получаем следующий общий вывод: люди, ведая или не ведая того, проходят испытания на адекватное познание складывающихся обстоятельств, чреватых разнообразными угрозами, а также испытания на способность конструирования способов и средств преодоления этих угроз. Таким образом, в одной достаточно простой концептуальной форме удалось соединить широкие категории складывания, конструирования, испытания, познания, способностей и угроз. Достаточна ли эта форма для понимания смысла истории? Нет. Здесь речь идет, скорее, о смысле существования человеческих сообществ. История предполагает не только и не столько сохранение устойчивости и преодоление угроз, сколько наличие необратимых, поступательных изменений (при всех сложностях исторических «возвратов» и упадков отдельных обществ). Проще говоря, смысл истории включает в себя сохранение существования человеческого рода, но не ограничивается этим. Каким же образом получить представление о необходимом дополнительном содержании?

Будем отталкиваться от исходной метафоры поступательного движения. Продвижение подразумевает пространство. Продвижение в физическом пространстве означает освоение и заселение новых географических мест на планете Земля, а также (что маловероятно, но не исключено в принципе) других небесных тел. Такое географическое продвижение нельзя исключить из смысла истории, но оно, очевидно, не исчерпывает его. Нужно вести речь о пространствах в более широком смысле: о пространствах изменения качеств разного рода целостностей. Поскольку в истории речь идет о социальной, человеческой действительности, получаем сразу пространство материальных объектов (естественных и искусственных), пространство социальных структур, пространство психических структур и пространство культурных образцов.

В рассуждениях о реальной исторической динамике и направленности социальной эволюции худшим подходом является гуманитарное прекраснодушие - представление о том, что история управляется некими идеальными ценностями. Увы, реальная история управляется конфликтами и доминированием, а главным фактором доминирования оказывается эффективность.

Есть ли и каковы универсальные стремления, характерные для природы человека? Насколько и в каких группах удовлетворяются эти потребности при историческом продвижении к более эффективным технологиям, социальным формам и культурным образцам? Наиболее универсальными стремлениями людей на протяжении всей истории, во всех обществах и цивилизациях остаются безопасность, комфорт (материальный, социальный и духовный) и престиж. Свобода, поддержка, солидарность, права оказываются социальными потребностями, поскольку их отсутствие воспринимается как дискомфорт и возникают стремления к получению соответствующих социальных условий и благ. Религиозные и эстетические потребности попадают в группу обеспечения духовного комфорта. Далее, оказывается, что эффективные технологии, социальные формы и культурные образцы почти никогда не являются эффективными для всех. Напротив, увеличение безопасности одних часто приводит к нарушению безопасности других. Наиболее остро это проявляется в росте дефицита ресурсов, который часто порождает конфликты, нередко получающие форму насилия - мятежей или войн, что сразу же обрушивает уровень удовлетворения потребностей множества людей.

Заметим, что общезначимые ценности по своему содержанию весьма близки к базовым человеческим потребностям. Ценности жизни и здоровья прямо соответствуют потребности в безопасности. Достоинство личности представляет собой уровень в шкале престижа, ниже которого идут значения, связанные с унижениями и оскорблениями. Гражданские права и свободы как ценности выражают условия выполнения соответствующих потребностей социального комфорта. Экологические ценности (чистота атмосферы, воды, состояние лесов, качество питания и т.д.) также выражают условия поддержания здоровья и физического комфорта. Итак, предназначение общезначимых ценностей состоит в защите базовых человеческих стремлений при неуклонном историческом продвижении режимов и структур в пространствах эффективности. Соответствующий смысл истории раскрывается как испытание человеческого рода на способность к защите общезначимых ценностей и базовых стремлений людей в условиях такого продвижения.

Говоря короче, можно выделить три универсальных компонента полноценной жизни: свобода, счастье и осмысленность жизни. История как великое самоиспытание человеческого рода включает постоянно идущие малые испытания: удается ли людям создать условия для достойной полноценной жизни своего и следующих поколений.

история, футурология

Previous post Next post
Up