В 2008 году вышла книга Валентины и Надежды Федотовых, а также Владимира Колпакова «Глобальный капитализм: три великие трансформации». Вот что они в ней написали.
В 2004 году В.А. Колпаков и В.Г. Федотова выступали с докладами на международном конгрессе в Южной Корее. Руководитель конгресса, бывший представитель Южной Кореи в ЮНЕСКО профессор Ин Сукча, сказал, комментируя доклад В.А. Колпакова, что автор доклада стоит на пороге создания неокапиталистической теории. Ин Сукча в своих работах отрицал известные западные трактовки южнокорейской модернизации в духе транзитологии и выделяемых транзитологией обязательных фаз развития. По его мнению, для Кореи необходима неокапиталистическая теория, которая бы показала, как соединяются неолиберализм и традиционная этика. Под впечатлением от его оценки В.А. Колпаков и В.Г. Федотова начали размышлять над созданием неокапиталистической теории, позднее к ним присоединилась Н.Н. Федотова.
Американскому ученому венгерского происхождения Карлу Поланьи принадлежит блестящий анализ взаимоотношения общества и рыночной экономики как на ранних этапах ее становления, так и на фазе зрелого капитализма. Он показывает, что тысячелетиями рынки были встроены в систему социальных связей, не изменяя их. Рыночная капиталистическая экономика - сначала явление принципиально новое и, по его мнению, сугубо европейское - была организована на принципах саморегулирования и предполагала свободные рынки труда, земли и денег. Постепенно человек и природа отчуждаются в рыночной экономике, становятся товаром. Становление саморегулирующейся рыночной экономики происходило достаточно бурно, и за 70 лет Англия, а также другие страны Европы вдруг осознали, что теперь система социальных связей встроена, поглощена полностью рыночными отношениями. Этот переход от традиционных обществ к либеральному классическому капитализму XIX века К. Поланьи назвал Великой трансформацией. Книга о Великой трансформации, написанная им в годы Второй мировой войны, оказала на нас огромное воздействие, и не только своим содержанием, но и новой, подлинно философской задачей - обратиться к социальным истокам эволюции капитализма. Мы, обнаружив последующие трансформации капитализма, назвали ее Первой великой трансформацией.
Обратный процесс - воздействие капитализма на культурную и социальную среду - между тем набирал обороты. Индустриализм, роль государства, образование буржуазных наций, первая глобализация 1885-1914 годов, роль знаний и технологий следовали из изначально избранной капитализмом траектории саморазвития, основанной на рынке, и питали его. Либеральный капитализм XIX века сложился в своей классической форме, но не оставался неизменным: его эволюция уже была заложена в том, что он достиг определенной, по-своему завершенной фазы.
Классический капитализм XIX века лишь отчасти продолжил свою эволюцию, меняясь под влиянием новых факторов. Изменения капитализма сочетают эволюционное развитие и прохождение точек бифуркации, ломающих его траекторию. Наблюдался переход к отказу от либерализма классического капитализма, обрыв первой глобализации, начало эпохи войн и революций XX века. Вторая великая трансформация - это переход от либерального капитализма XIX века и первой глобализации к нелиберальной эпохе организованного капитализма между двух глобализаций. Первые признаки новой Великой трансформации появились в начале XX века, а Первая мировая война, национализм, Великая Октябрьская социалистическая революция в России, фашизм дали ей уже полный ход, решительно остановив предшествующий этап развития капитализма и сформировав его неклассическую фазу, охватывающую период между двух глобализаций - 1914-1990 годы.
Первая великая трансформация, связанная с переходом от традиционного общества к капиталистическому и с достижением пика его либеральной фазы, сменилась новой трансформацией.
Процесс активного регулирования экономической деятельности со стороны общества привел к новой форме взаимоотношений: взаимодействию двух этих систем - экономики и общества. Все материальные технологии и процессы, происходящие в экономической среде, оказывают давление на институты общества и ведут, в конечном счете, к их трансформации и принятию адекватных социальных технологий.
Три Великие трансформации - это концептуальные рамки, которые вмещают аналитический аппарат исследования этапов развития капитализма, и различают их прежде всего по тому основанию, экономика ли определяет общество или общество определяет ее.
Это позволило выделить новые изменения, называемые нами Второй и Третьей великими трансформациями. В отличие от Первой великой трансформации, сформировавшей капитализм и доведшей его до либеральной классической фазы, Вторая великая трансформация оборвала либеральный капитализм и перевела его в организованную форму. Частью этой новой трансформации явились системная оппозиция первой глобализации как черте либерального капитализма. Первая мировая война, альтернатива капитализму, открывшаяся после Великой Октябрьской революции, строительство социализма и социалистическая индустриализация, повторившая опыт Запада в странах второго эшелона развития, конкуренция мировых систем капитализма и социализма, освоение опыта социализма капиталистическим миром в формах социал-демократии сменили либерализм. Все эти формы организованности завершились разрушительным студенческим бунтом в Западной Европе конца 1960-х, анархическим сопротивлением и поиском новых направлений развития капитализма. Но переходный период был весьма продолжительным.
Третья великая трансформация - 90-е годы XX - начало XXI века и ее будущее, как нам кажется, очень длительное продолжение первоначально характеризовались неомодернизмом, догоняющей модернизацией незападных стран, пытавшихся реализовать идеал либерального капитализма XIX века. Довольно быстро - за два десятилетия - Третья трансформация свернула в сторону, более близкую ко Второй великой трансформации - антилиберальной фазе, обещающей новые повороты и бифуркации как в развитии капитализма, так и в протекании и понимании прогресса. Ренессанс либерализма как начало Третьей великой трансформации характеризовал и западные страны в отмеченный период. Сходство этого процесса с капитализмом XIX века определила новая - вторая - глобализация, ставшая победой либерализма в глобальном масштабе, победой капитала над национальными интересами отдельных стран.
Насущная задача анализа Третьей великой трансформации капитализма совпадает с объективно начавшимися изменениями - убыванием значимости либеральной идеологии как в США, так и в странах посткоммунистического блока, появлением новых капиталистических стран в Азии, ослаблением тенденций второй глобализации. Эти тенденции мы обозначаем как начало Третьей великой трансформации, которая вновь решает прежде нерешенные и вновь возникшие вопросы. Существует не только «невидимая рука» рынка, но и «невидимые руки» общества, морали, культуры, которые обуславливают не рыночные, а иные виды саморегуляции, взращивая и социализируя человека не только в ближайших средах семьи, родства, соседства, профессионального коллектива, но и в обществе в целом, которое не может быть подменено экономикой или сведено к ней. Третья великая трансформация только проявляется своими первыми признаками, но уже есть основания для предположений о ее возможном ходе, о присущей ей инновации в понимании прогресса и модернизации, большем внимании к ценностям и для опасений, что отсутствие решения ряда проблем - экологической, этической, нехватки справедливости - угрожает человечеству. Эволюционные и революционные изменения капитализма, как и прежде, связаны с человеческим выбором, с сознательным осмыслением прошлого, настоящего и будущего.
Доклассический капитализм показал, что традиция имеет значение и рынки - это всего лишь новый экономический механизм. Классический капитализм продемонстрировал, что рынки и экономика приобретают преобладающее значение и подчиняют себе общество. Неклассический капитализм XX века попытался высвободить общество, поставить его над или рядом с рынками и экономикой. Третья великая трансформация к постнеклассическому капитализму направлена на высвобождение общества вместе с выдвижением на значимые места политики, этики и культуры.
Страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай - демонстрируют новый тип развития, позволяют увидеть новые тенденции. Они осуществляют вестернизацию, но не следуют догоняющей модели развития.
Мы предлагаем два сценария развития незападного капитализма: либо как культурно и политически изолированно действующей экономической машины, либо как нового Нового времени для незападных стран - своего рода повторения Первой великой трансформации, повторения генезиса, характерного для западного капитализма, и возможное достижение его классической фазы - индивидуализма, индустриализма, формирования или даже строительства буржуазных наций, меняющуюся в сравнении с Первой великой трансформацией роль идентичностей. В любом из этих сценариев Запад выступает как культурно специфический регион, существующий наряду с другими. Своей политической культурой он защищает присущий ему капитализм даже тогда, если незападные страны берут из него только экономическую машину (первый сценарий), а также тогда, если они медленно идут прежней дорогой Запада, но уже не догоняя Запад сегодняшнего дня (второй сценарий). Возможен и третий сценарий, который прежде всего имеют в виду постмодернисты, - пестрота, хаос на долгое время, смесь всяких удавшихся и неудавшихся тенденций.