О том, что логическая идея есть разум и есть идея интерсубстанциальности, интерсубъектности и интермонадологичности:
Э. Гуссерль:
"Конституирование миров какого-либо рода <...> предполагает исходно-первично и вторично конституированное."; "Мы научились разделять самоконституирование Ego в себе самом и в его исходно-первичной сущности и конституирование всего чужого на разных уровнях, исходя из этой первичной сущности как источника."; "...систему универсального Apriori следует, таким образом, обозначить как систематическое развертывание универсального Apriori, сущностно врожденного трансцендентальной субъективности, а следовательно, и интерсубъективности, или универсального Логоса всякого мыслимого бытия." [1]; "Эта универсальная конкретная онтология (или же универсальное и конкретное наукоучение, эта конкретная логика бытия) была бы, следовательно [исходя из идеи интерсубъектности -В.К.], по самой своей сути первым научным универсумом, покоящимся на абсолютном основании."; "Первое в себе бытие, предшествующее любой объективности мира и несущее в себе эту объективность, - это трансцендентальная интерсубъективность, т. е. образующая в себе различные формы общностей вселенная монад. [2]" ("Картезианские размышления"); "Именно с этого начинается философия, характеризующаяся самым глубоким и самым универсальным пониманием философствующим ego себя самого как носителя приходящего к самому себе абсолютного разума, <...> совершается открытие абсолютной интерсубъективности...[3]" ("Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология")
Гегель:
[1] О том что логическая идея есть разум, дух, самосознание, бог:
"Логика изображает самодвижение абсолютной идеи лишь как первоначальное слово [Логос]..." (Наука Логики); "Логическая идея есть бог, каков он есть в себе." (ФР1); "...эта идея есть еще логическая идея, она замкнута в чистую мысль, еще есть наука лишь божеского ПОНЯТИЯ." (Наука Логики); "Идея может быть постигнута как разум (это истинно философский смысл понятия «разум»)..." (ЭФН1Т§ 214 ); "Логику согласно этому следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли." (Наука Логики)
[2] О том, что логическая идея есть абсолютная интерсубстанция и интермонадологичность:
"Понятие есть ИСТИНА субстанции"; "субстанция тождественна с самой собой лишь в своей противоположности, и это составляет абсолютное тождество субстанций, положенных как две субстанции." (Наука Логики); «Понятие - возникающая из взаимодействия целокупность - есть единство ОБЕИХ взаимодействующих субстанций...» («Наука Логики»); «Понятие есть то, что свободно как сущая для себя субстанциальная мощь, и есть тотальность, в которой КАЖДЫЙ ИЗ МОМЕНТОВ есть ЦЕЛОЕ [монада - В.К.], представляя собой понятие, и положен как нераздельное с ним единство...»; «КАЖДЫЙ МОМЕНТ понятия сам есть целое понятие...» («ЭФН» 1 Том)
[3] О том, что логическая идея есть абсолютная интерсубъектность: субъект - субъект:
"КАЖДАЯ ИЗ СТОРОН истинной идеи есть такая же тотальность, как и целое." («Философия Религии» Том 2); "…то, что нечто есть, оно есть целиком в своем внешнем" («Наука Логики»);
"Так как эта идея индивида [внутри абсолютной идеи - В.К.] есть указанное существенное тождество, то она по существу своему обособляется от самой себя. Сообразно целокупности, из которой она происходит, это её расщепление есть УДВОЕНИЕ индивида [есть интериндивидуализм - В.К.]..." ("Наука Логики" Идея Жизни 826);
"В этом смысле самосознание, дух, бог есть идеализованное как бесконечное соотношение чисто с собою, - «я» есть для «я», оба суть одно и то же; «я» названо два раза, но каждое из этих двух есть лишь для-одного [для другого -В.К.], идеализованно [есть абсолютная интерсубъектность - В.К.]..." ("Наука Логики")
_________________________________
Примечание 1:
Спустя сто лет после смерти Гегеля в своих "картезианских медитациях" Гуссерль заявит, что высшую логику бытия можно представить как абсолютную интерсубъектность. Гуссерль не будет знать что "интерсубъектность" как абсолютная форма Понятия это и есть высшее определение абсолютной идеи в Логике Гегеля,- форма гармонии, через которою мир открывается как система познания и плюроверсум множества сфер предполагающих данную форму своим основанием. Но именно это незнание, необусловленность Гуссерлевых медитаций "логикой" Гегеля и тем не менее неоспоримый факт их совпадения в "общности" высшего основания, в понятии первоосновы,- самостоятельность Гуссерля в обнаружении этой первоосновы и представляют для нас высшую ценность... Ибо тот факт, что свободная мысль в процессе познания высшей, устойчивой формы - первоначала, приходит к единому, общему для независимых, друг от друга, субъектов, интеллектуальному результату может иметь тем более явное доказательство чем более независимы (так же как Гуссерль и Гегель) эти субъекты в своей философии друг от друга.
Примечание 2:
"Интерсубъектность" и "интериндивидуализм" в качестве интеллектуального основания можно найти и у других, размышлявших об односторонности "картезианской формы субъекта", философов,- как, например, в следующем отрывке из "Логики смысла": "Индивидуальность должна осознать саму себя как событие, а осуществляющееся в себе событие - как другую индивидуальность, как бы ПРИВИТУЮ на первой. Если это удается, то ее понимание, желание и представление этого события становятся пониманием и желанием прочих событий как индивидуальностей, и представлением всех других индивидуальностей как событий. Каждая индивидуальность уподобилась бы при этом зеркалу, собирающему на себе сингулярности, а каждый мир - перспективе в этом зеркале. В этом - главный смысл контросуществления." (Ж. Делёз "Логика смысла" 25 серия.)
https://vk.com/wall-186985692_4226