Севши писать, задумался над заголовком. Вначале хотел назвать эту заметку "Эволюция гуманности", но что такое гуманность? Это слово образовано от латинского слово homo, означающего "человек". Наверное, слово "гуманность" более или менее эквивалентно слову "человечность", подразумевающему человечное отношение к человеку. Но как, например, понимать фразу
воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным? "Воспитание человечного отношения к нечеловечным существам"? Как-то это странно.
Я думаю, корни homo из латинского языка или human из английского не очень подходят для того, что мы понимаем под "гуманностью". А понимаем мы под этим словом сострадание, сопереживание, желание предотвратить или уменьшить страдания или защитить кого бы то ни было -- человека ли или животного. Поэтому я выбрал для заголовка слово "сострадание". Возможно, здесь будет уместно также модное ныне слово "эмпатия". Будет интересно, если вы предложите более подходящее слово для замены неоднозначного (нашёл это слово как перевод первого пришедшего в голову английского слова ambiguous*) термина "гуманность". А пока пусть будет "сострадание".
1. Первые фазы эволюции сострадания сугубо инстинктивны. Почему самка животного защищает своего детёныша, иногда ценой собственной жизни? Это не является вопросом выбора для неё, она действует безрассудно, автоматически. Очевидно, дело в том, что те особи, у которых в процессе случайных генетических мутаций возник механизм самоотверженности в пользу потомства, помогают выжить большему количеству своих потомков, что приводит к приумножению этого механизма вплоть до полного его доминирования во всех последующих особях.
Итак, назовём первой фазой сострадания инстинкт защиты потомства.
2. Вторая фаза сострадания -- тоже инстинктивная -- защита семьи, стаи, группы с общими интересами, что помогает размножению этой группы.
3. Третья стадия -- защита племени; вероятно, она возникла уже у человека и, вероятно, она стала включать в себя некоторые свойства рационального характера, которые могут быть лишь у носителей разума.
4. Четвёртая стадия -- защита языкового сообщества -- всех людей, говорящих на одном языке. Людей, говорящих на других языках -- "немцев" -- за людей не считают: их можно без всяких моральных терзаний убить и даже съесть.
5. Пятая стадия -- национализм.
6. Шестая стадия -- фиктивно-видовая: расизм. Например, белые люди -- это люди, черные -- не люди, другой вид. Расисты считают себя гуманными людьми -- они сострадают другим людям, но проблема в том, что они не считают людьми некоторых других представителей вида Homo Sapiens. Определение вида обычно предполагает возможность скрещивания и порождения жизнеспособного потомства между представителями вида; очевидно, расисты не согласны с таким определением вида. Еще в середине прошлого века в некоторых странах европейской (то есть расистской) культуры существовали человеческие зоопарки.
Последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями». (Не знаете английского?! Shame on you! Посмотрите, хотя бы, фотографии в этой статье в Википедии-источнике знаний, а потом можно переключиться на её жалкое подобие на русском.)
7. Седьмая стадия -- полноценно-видовая. Люди считают людьми всех представителей вида Homo Sapiens и относятся к ним гуманно. (Здесь слово "гуманно" вполне к месту).
8. Можем ли мы выйти за пределы седьмой стадии? Это должна быть межвидовая стадия: мы сострадаем не только людям, но и представителям других видов животных. Не думаю, что эта стадия достигла массовости. Мы, русские, осуждаем западноевропейцев, относившихся к покорённым аборигенам как к зверям (шестая стадия), но мы, в большинстве, не возражаем против забоя животных в интересах использования их трупов в своих целях, в том числе забоя животных, с которыми мы можем установить умилительный душевный контакт. Корейцы и китайцы ещё хуже -- они разводят и забивают собак на мясо. По большому счёту, мы не так уж далеко ушли от западноевропейских душегубов.
9. Девятая стадия может пока формулироваться лишь на уровне фантастики: это сострадание по отношению к инопланетянам -- см., например, цикл рассказов Джеймса Уатта
Космический госпиталь.
А теперь -- вопрос на пятёрку: на какой стадии эволюции сострадания остановились евреи?
*Некоторые люди думают, что человек свободно владеет иностранным языком, если он способен думать на этом языке. На самом деле, всё не так просто. Сплошь и рядом люди плохо владеют иностранным языком, но иногда предпочитают на нём думать, как ни парадоксально это звучит. Дело здесь в том, что для некоторых тематик иностранного свойства человеку может просто не хватать лексики этой тематики на родном языке. Поэтому обдумывать эту тематику оказывается легче на иностранном языке, чем на родном. Пример: терминология декларации о доходе в другой стране или терминология программиста или электронщика, работающего в иностранной компании.
Более общо, человек думает о какой-либо теме на том языке, на котором ему приходилось больше слышать или читать об этой теме.