Вообщем, я уже относительно давно пристрастился время от времени почитывать биографии в серии о членах Британской академии. И некоторое время назад мне пришла в голову идейка прочесть и про К. Поппера. Об чем я уже и постил в соо:
https://new-rabochy.livejournal.com/4867375.html Сегодня, вообщем, дочитал. Ну, скажем так, Ильенков не зря его Ж*ппером называл. Что еще интересного вычитал?
1. Бертран Рассел был одним из тех, кого наиболее ценил Поппер среди "живущих мыслителей":
"когда Поппер попросил его порекомендовать ее
{свою работу «Открытое
общество»} американским издателям «Истории западной философии», тогда
входящей в американский список бестселлеров
Р. настоятельно рекомендовал ее
своему издателю и написал Попперу отзыв, назвав ее работой первоклассной важности" /полагаю, многое говорит о "мыслителе" Расселе
Их наезды с Поппером на Платона скорее вызывают желание более положительно к тому присмотреться, несмотря на то, что его у нас оценивали как "реакционного"
И еще такой момент. Рассел страдал от бедности, и Попперу тоже того досталось. Но стали тем, кем стали. Что меня заставляет вспомнить слова Ильича о том, "что никто не виновен, если родился рабом. Но раб, который нахваливает свое рабство - холуй и хам".
Что касается Поппера - то тот, как человек, был тем еще холуем и хамом. Так, например, однажды его начальник в LSE милостиво позвал его послушать оперу. Приговорив, что смокинг, который Поппер не носил - обязателен. Ну, тот нарядил у друзей оный. Но это не все. Поппер взял с собой вату, чтобы заткнуть уши - потому что был приглашен слушать Вагнера, которого не переносил...
Ну а насчет хамства всем остальным - общее место в воспоминаниях. Типа, "сложный человек". Который сперва призывал учеников его критиковать, типа это хороше же. А потом от этой критики зверел. Судя по тому, что попперианство - лажа, критиковали его по делу.
Самый громкий случай - венгерский коммунист Имре Лакатос. Еврей, подпольщик-марксист в годы войны. После войны учился в МГУ у Софьи Яновской. Кратковременно работал в Министерстве образования коммунистической Венгрии. "Во времена культа личности Матьяша Ракоши в 1950-1953 годах был незаконно репрессирован как «ревизионист» и находился в заключении." (Это я по РВП про него излагаю.) Затем дернул в Англию через Вену. Там после защиты диссера в Кембридже устроился в LSE под начало Поппера, учился у последнего и тот признает его выдающесть. Однако затем начинает критиковать учителя, причем молодняк на кафедре Поппера склонен поддержать критика. Критика настолько разрушительная, что Поппер признается, что если она верна, то все попперианство... Вообщем, его же словами: «тогда моя философия науки была бы не только полностью ошибочной, но и оказалась бы
совершенно неинтересной».
Теперь, что касается существа попперианства.
"Один
однокурсник в LSE сказал мне, что стоит ходить на лекции доктора Поппера,
«чтобы услышать, как великий человек думает вслух». Я пошел, и был
заворожён. У него не было никаких заметок или других атрибутов. Казалось, идеи текли
из него. Они выдвигались не как предложения для рассмотрения аудиторией,
а как с трудом завоеванные истины; его сочетание серьёзности,
ясности и убежденности имело почти гипнотическую убедительность.
Серьёзность смягчалась оттенками юмора и счастливыми импровизациями. Однажды он рассуждал о том, является ли «Все люди смертны»
фальсифицируемой гипотезой: предположим, что человек пережил несколько попыток
убить его; в конце концов под ним взрывается атомная бомба, но он
спускается на землю с улыбкой, стряхивая пыль . . .. Я думаю, что Поппер подготовился заранее: но затем наступила пауза, внезапная улыбка, новая мысль: «Мы спрашиваем его, как он это делает, и он отвечает: «О, это легко; я бессмертен»."
- простите, но я влепил этому тег "бредология". Еще показательное:
"До сих пор он
не уделял особого внимания дарвинизму; в «Открытом обществе» и «Предположениях и опровержениях» нет существенных
ссылок на него,
а в «Нищете историцизма» он одобрил отклонение
столкновения дарвинизма и христианства как «бури в викторианской
чашке чая», но в этой лекции он извинился за это и объявил
дарвиновскую теорию эволюции очень важной. Однако ему было нелегко, с его фальсификационистской точки зрения, объяснить важность этой теории, которую он объявил «почти тавтологической»."
- вообщем, антидарвинисты - если какая сволочь из вас где подняла голову: вперед, под знамя Ж*ппера! Вкупе с отрицателями глобального потепления и антипрививочниками, как прекрасно - подвижнически - раскрыла это недавно Шарлотта Слэй
https://mskolov.livejournal.com/484761.html * К тому, что испытал лишения бедности - еще и "шестнадцать членов его семьи погибли от нацизма". На самом деле жалкий, несчастный человек, подавшийся на службу современному фашизму.
* "принял приглашение Гарвардского университета прочитать лекции Уильяма Джеймса
в 1950 году. Ему платили «голливудские ставки», как он выразился (десять лекций по
600 долларов за лекцию). Его название было «Изучение природы и общества». Это был
его первый визит в Америку. Он нашел ее «чудесной страной»82 и
был полон энтузиазма ко всему американскому.83 Например, он сказал, что
хотя негры, по общему признанию, были депрессивным классом, они были наименее
депрессивным депрессивным классом в мире."
М. С. Возможно, вы скажете, что я предвзят. Я пытался быть непредвзятым с начала чтения. Его отношения с Эйнштейном заставляли задуматься, что, может, не все так с ним плохо, но... Эйнштейна он - "пытался
отговорить его от детерминизма"
- что, собственно, составляет также содержательно суть попперианства. Поппер - противник законов истории.
"Люди, как правило, находили его критическую интенсивность нервирующей и
иногда навязчивой."
"В ранние годы в LSE Поппер иногда посещал
Академический совет. (Когда он был не уверен, как голосовать, он, как он однажды сказал
мне, наблюдал за тогдашним профессором государственного управления, а затем голосовал
другим образом.)"
"Посетители /его дома/ обычно были вовлечены
в любую проблему, поглощавшую его, но он иногда сбивал их с толку, изливая свою горечь по поводу какого-то предполагаемого плагиата или проступков неблагодарного ученика"
* показательны ученики - Пол Фейерабенд, по РВП: "С декабря 1943 он служил в северной части Восточного фронта. Здесь Фейерабенд был награждён орденом Железный крест". /Еще один явный бредолог; правда, с Поппером они разругаются./ Еще один ученик, также, по руви, получатель Железного креста - Ханс Альберт, противостоял Франкфуртской школе
"Поппер был в новостях в августе 1988 года. Кажется, советская
делегация, которая взяла на себя обязательство обеспечить синхронные переводы
докладов с и на русский язык на Всемирном философском конгрессе в
Брайтоне, предпочла отправиться на экскурсию в тот день, когда автор
Открытого общества должен был выступить с речью."
"В старости его
много раз искали мировые лидеры и государственные деятели старшего возраста, включая
тогдашнего президента Германии (Рихарда фон Вайцзеккера), императора Японии, Далай-ламу, Гельмута Шмидта (который навещал его
несколько раз), Гельмута Коля (который публично приветствовал его как поборника
открытого общества), Марио Соареша и совсем недавно Вацлава Гавела."
Один из немногих, одновременно член Брит.академии и ЛКО.