Лидия Маслова, оказывается, теперь не совсем кинокритик, она больше делает обзоры книг для «Известий».
Но и кинокритику не забросила - подвизается отныне не в «Коммерсанте», а в какой-то «Собаке», в «Русском пионере» и временами в «Фонтанке».
Но если платят, почему бы и не писать, тем более что иронически «деконструировать» разные поделия ей удается едва ли не лучше всех в критической индустрии России.
Разобрала она издевательски и «Слово пацана», и поскольку я ничего лучше об оном не читал, размещаю почти полностью.
«Почему сериал «Слово пацана» - это «Гарри Поттер» на фактуре позднего СССР?
«Слово пацана» - феномен скорее маркетинговый, чем художественный, хотя лестное сравнение сериала с бандитской сагой «Крестный отец» прозвучало уже неоднократно. В откровенном показе насилия, которым была пропитана Казань конца 1980-х, Жора Крыжовников не уступает Фрэнсису Форду Копполе, а местами, пожалуй, и превосходит. И все-таки аналогии с «Крестным отцом» применительно к «Слову пацана» - явно не по Сеньке шапка (эта поговорка особенно кстати, учитывая, каким важным стиле- и сюжетообразующим фактором являются в сериале головные уборы). В самый раз тут скорее будет «Гарри Поттер» - по юношеской непосредственности мировосприятия, незатейливой психологии и упрощенной структуре выстраиваемого мира. Вместо сложной и противоречивой окружающей реальности и «ГП», и «СП» предлагают простую и удобную систему бинарных оппозиций: «маги - маглы», «пацаны - чушпаны».
Правда, факультетов в суровой казанской «школе жизни» гораздо больше, чем в Хогвартсе. Все разнообразие подростковых группировок, в кровавых схватках делящих асфальт татарской столицы, создатели сериала почерпнули из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», вышедшей два года назад и тогда не ставшей сенсацией...
Аналогично и сериал представляет собой набор чередующихся брутальных и сентиментальных сценок. Максимальный эффект достигается, когда жестокость визуального ряда сочетается с чувствительностью саундтрека, создавая своего рода «контрастный душ». Например, когда беззащитного подростка забивают ногами под красивую композицию группы «Аигел» «Пыяла» на татарском языке. Сочетание, казалось бы, несочетаемого - ужаса и сентиментальности - давно проверенный и безотказный прием. Зритель не слишком любит голую документальную правду, но и от бессовестного, неразбавленного вранья тоже воротит нос. Идеальный рецепт - это сочетание «жизненности» и романтической декорации. И создатели «Слова пацана» попытались интуитивно нащупать нужную пропорцию: по их похвальному замыслу, смотреть этот продукт должно быть и страшно, и весело - как на американских горках, когда и горько, и сладко одновременно.
Другое дело, что выдержать баланс не всегда удается: чаще получается татарское лакомство чак-чак, довольно приторное и несложное в приготовлении: главное тут - не жалеть сиропа. А если обильно полить сверху бутафорской крови, такое угощение «зайдет» и брутальным мужикам, сейчас с удовольствием высматривающим в «Слове пацаны» реквизиторские ляпы и анахронизмы, немного смазывающие психоделический эффект от «погружения в эпоху», вроде стеклопакетов на окнах или надписей на сигаретных пачках. Более снисходительна к таким огрехам самая благодарная аудитория сериала - женщины от 50 до 55 лет, под «Дискотеку 80-х» ностальгирующие по своей лихой юности, когда к ним, молодым и красивым, лазили в окна общаг влюбленные пацаны.
Если стряхнуть этот дискотечно-ностальгический морок и посмотреть на «Слово пацана» трезво, а не сквозь романтическую пелену симпатии к дерзким пацанам, которых играют обаятельные актеры, жанр сериала требует уточнения. По смысловому наполнению, по идеологии «Слово пацана» скорее не «криминальная драма» и даже не «дворовый романс», а педсовет. Было в советской школе такое мероприятие, которым пугали двоечников: «Смотри, доиграешься, родителей на педсовет вызовут». Именно туда как бы приглашает в конце каждой серии куаркод с телефоном горячей линии, где любому желающему доходчиво объяснят, что такое «Быть родителем» и ответят на вопрос «Как не упустить подростка?»
Гораздо большее восхищение вызывает не сам сериал, а грандиозная, тщательно продуманная и многоступенчатая пиар-кампания с использованием не только откровенных дедовских методов вроде телерекламы и наружки, но и прогрессивных технологий интернета...»//
https://www.sobaka.ru/entertainment/cinema/176154