Я думаю, что недавние попытки очистить нашу культуру от всех следов расизма и сексизма содержат в себе угрозу попадания в логику, похожую на ту, которую в свое время преследовали составители списка запрещенных книг Католической церкви. Что останется нам, если мы отвергнем всех авторов, у которых найдем какие-либо следы расизма и антифеминизма? Буквально это заставит отбросить всех великих философов и писателей.
Возьмем, к примеру Декарта, книги которого были в "Индексе запрещеннных книг" Католической церкви, но которого сегодня считают также основателем западной гегемонии в философии, безусловно сексистской и расистской.
Нам не следует забывать, что базовый опыт позиции Декарта - это универсальное сомнение, которое как раз и представляет собой фундамент для "мультикультурного" опыта осмысления собственной традиции, которая предстает вовсе не в превосходящей роли по сравнению с "экзотической" традицией других народов. В "Размышлении о методе", он писал о своих путешествиях в том ключе, что чужие традиции и обычаи "очень сильно отличаются от наших собственных, но это совсем не обязательно означает, что они являются варварскими и дикарскими, в них может содержать разумное зерно, сопоставимое с содержающимся в нашей культуре, или даже превосходящее ее".
Вот почему, философ картезианской традиции будет считать, что этническое происхождение и национальная идентичность просто не являются категориями истины. Также примечательно, что в свое время учение Декарта было очень популярно среди женщин: как отметил некто из современных его читателей, субъект чистого мышления не имеет пола.
Сегодняшние утверждения о том, что гендерные идентичности сконструированны, а не биологически предопределены возможно лишь потому, что существует картезианская традиция; современный феминизм и антирасизм невозможен без учения Декарта.
Итак, несмотря на то, что у Декарта содержатся расистские и сексистские утверждения, его следует изучать, а не запрещать; тот же самый критерий применим ко всем значительным именам из нашего философского прошлого: от Платона и Эпикура до Канта и Гегеля, Маркса и Кьеркеогра... Современный феминизм и антирасизм выросли из длительной освободительной интеллектуальной традиции, и было бы чистым безумием эту благородную традицию отдавать на откуп непристойным популистам и консерваторам.
То же самое касается многих спорных политических фигур. Да, Томас Джефферсон владел рабами и выступал против революции на Гаити - но тот же самый Джефферсон создал политико-идеологические условия для более позднего освобождения чернокожих. И да, вторгаясь в Америку, европейцы положили начало, наверное, самому масштабному геноциду в истории мира. Но европейская интеллектуальная традиция в то же самое время создала политико-идеологическую оптику, через которую мы этот ужас можем увидеть...
Итак, мы должны быть беспощадно критичны к нашему прошлому (особенно к тому, которое всё еще продолжается в настоящем), но в то же время мы не должны поддаться сооблазну наслаждения самобичевания - уважение к другим, базирующееся на самопрезрении всего, по определению, ложно.
Парадокс заключается в том, что в нашем обществе те люди, которые участвуют в антирасистских протестах, по больше части относятся к белым из верхнего среднего класса, которые лицемерно наслаждаются культивированием своей вины. Вероятно, им следует выучить урок, который преподал в свое время Франц Фанон, которого уж точно нельзя обвинить в том, что он недостаточно радикален:
"Каждый раз, когда человек делает вклад в победу достоинства духа, каждый раз, когда человек говорит "нет" попыткам подчинить своих товарищей, я чувствую солидарность с этим актом. И никаким образом это мое устремление не может быть основано на прошлом людей с небелым цветом кожи... Моя черная кожа это не хранилище специфических ценностей... Как чернокожий человек, я не имею права считать, что в белых людях кристаллизуется чувство вины по отношению к прошлому моей расы. Как человек с черным цветомм кожи, я не имею права растаптывать гордость того, кто раньше был моим господином.
Славой Жижек