Действительность (нем. Wirklichkeit) есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть само действительное, так что оно в этом обнаружении также остается существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в непосредственном внешнем существовании.
<…>
Возможность и случайность суть моменты действительности, суть внутреннее и внешнее, положенные лишь как формы, которые составляют внешность действительного.
Г.В.Ф.
#Гегель "Наука Логики"
Действительность - объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Действительность употреблялась уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» у Парменида и Демокрита, чувственного мира материи и Действительности как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристотеля Действительность трактуется как реализация некоторых возможностей, отождествляется с действенностью, с актуализацией в действии некоторых потенций, в поздней средневековой традиции схоластов прежде всего потенций бога.
В нем. языке термин «действительность» Wirklichkeit как перевод лат. слова «actualitas» - действенность, был введен Мейстером Экхартом. Иоганн
#Экхарт (1260-1328) прозванным учителем, мейстром - средневековый немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всём существующем и повлиявший на последующую традицию немецкой философии
#Фихте, Шеллинга и, в особенности, Гегеля, предвосхитив идею пантеизма Спинозы и разрешив спор об универсалиях, признавая всеобщее как Бога неотъемлемым моментом мира.
В нем. языке в понятии Wirklichkeit содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. по имени богини Aλήθεια и лат. Veritas. Таким образом действительность идентична с истинностью, осуществляется в материальном мире но как самостоятельная сущность существует в идеальном, мире богов. Во франц. и англ. языках действительность отождествляется с реальностью от лат. слова Realitas. В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что истина связана с очевидностью (но не с действием), а реальность отлична от действительности - тем, что в ней содержится также и возможное. Действительность не только результат действия, но и его источник, как единство Природы порождающей и Природы порожденной у Спинозы (лат. Nature Naturante и Nature Naturée в средневековой схоластике эти понятия были противоположны).
В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность действительности и кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие» нем. Dasein или «существование» нем. Existenz. В последствии эти немецкие термины закрепились в направлениях философии, которые отказались в той или иной мере от диалектики Гегеля: феноменологии Гуссерля и Хайдеггера и экзистенциализме Кьеркегора, Ясперса и Сартра.