Философия vs эмпирика

Jul 07, 2024 15:47


Подобно тому, как все дороги ведут в Столицу, так все отдельные, эмпирические науки ведут в Философию:

«Весьма существенно обладать тем усмотрением, что опыт не сводится к чувственному. [Так,] простой рассказ о единичных чувственных восприятиях никогда не будет физикой, ведь к последней принадлежит ещё и всеобщее. Если опытные науки хотят быть лишь восприятиями, то этим они поступают несправедливо по отношению к себе; на [одних лишь] зрении, слухе и т.п. не строится никакая наука. Задача науки - обдумывать чувственные единичности. Но где появляются мысли, начинаются владения философии. И то, что во всех опытных науках имеются мысли, оправдывает существование тут же и философии. Спор лишь в том, правильно ли то или иное используемое [в опытной науке] мышление; и тогда философия должна исследовать эти определения мысли. Когда науки говорят о причине, простоте и т.п., философия подвергает критике использование этих слов. Всё различие между философией и наукой обращается, стало быть, вокруг применения категорий. Натуралистическое их использование должно быть строго и чётко УДЕРЖИВАЕМО, но опытные науки на деле содержат больше метафизики, нежели мнят.» (Г. Гегель «Лекции по философии духа» Берлин 1827/1828);

«Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, ДВИГАЯСЬ НАВСТРЕЧУ ФИЛОСОФИИ, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготовляют, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям.»; «Философия, обязанная, таким образом, своим развитием эмпирическим наукам, сообщает их содержанию существеннейшую форму свободы мышления (априорную форму) и достоверности…» (ЭФН 1 § 12);

«…формальный недостаток, разделяемый всеми эмпириками, заключается в том, что они мнят, будто придерживаются лишь опыта; для них остается неосознанным, что в своем воспринимании этих восприятий они метафизицируют. Человек не останавливается и не может остановиться на единичном. Он ищет всеобщего; но последнее представляет собою мысли, хотя, может быть, и не понятия. Самой известной формой мысли является форма силы; так, например, говорят об электрической, магнетической силах, о силе тяжести. Но сила есть не нечто воспринимаемое, а некое всеобщее; таким образом, эмпирики оперируют совершенно некритически, бессознательно такого рода определениями.» («История Философии» Том 3)

Гегель, наука, философский ликбез, философия, эмпирика

Previous post Next post
Up