pravosudovs6 июля, 2015
На вопросы отвечает старший научный сотрудник Центра политических исследований и международных отношений Академии наук Молдовы, доктор политологии Николай Цвятков
- Николай, почему в последнее время в Молдавии усилились пророссийские настроения?
- Росту пророссийских настроений в Молдове способствовал и продолжает способствовать ряд объективных факторов, как внутренних, так и внешних. Прежде всего это обусловлено деятельностью «Альянса проевропейских сил», продемонстрировавшего свою неспособность управлять страной. Оказалось, что флаг Евросоюза на листовках и слово «европейский» в политических декларациях никак не помогают эффективному управлению. Ни экономикой, ни народным хозяйством, ни социальными обязательствами. Партии и политические деятели, пришедшие к власти в 2009 году, загнали страну в глубокий кризис, погрязли в постоянных скандалах (коррупционные сделки, убийство человека на «барской охоте», пьяный министр за рулем, и т.д.). Правление «Альянса» сопровождается нарушениями законов и даже Конституции (псевдоизбрание президента страны, манипуляции с конституционными нормами по поводу нейтралитета страны, подтасовка выборов и многое другое). И что особенно удивительно, всё это беззаконие происходит при прямом потакании европейских чиновников, сопровождается постоянными похвалами какой-то «истории успеха». Вполне естественно население Молдовы всё чаще задает справедливые вопросы о целесообразности такого курса развития. Да, европейские страны показывают хорошие картинки своей жизни «в Европе», но в реалиях Молдовы мы получили снижение уровня и качества жизни, деградацию государственных институтов и полное непонимание, в каком направлении развивается государство. Да и развивается ли оно вообще при такой власти и таких покровителях?
На фоне такого бестолкового управления и деградации в нашей стране темпы развития России всё чаще вызывают интерес среди жителей Молдовы. И здесь я хочу подчеркнуть важный момент. Известия об экономических процессах приходят не столько через новостные ленты, газеты и журналы. И даже телевидение здесь играет не первостепенную роль. Сотни тысяч молдавских граждан, работающих в России, являются главными и самыми эффективными сторонниками пророссийских настроений в Молдове: рабочие места, возможности, перспективы роста и человеческого развития. Не на картинке, а своими глазами. Впору сказать, что 2/3 официальных денежных переводов приходят в Молдову из России. А это более 1 млрд долларов ежегодно.
Можно еще добавить и исторический фактор: наш регион успешно развивался в составе царской России, и уж тем более в советский период, когда Молдова из аграрной губернии стала промышленно развитым государством.
Большую роль играет и религиозная сфера: жители Молдовы более чем на 90% являются прихожанами Молдавской православной церкви, которая входит в состав Русской православной церкви. И вопрос о гомосексуалистах для жителей Молдовы такой же болезненный, как и для жителей России. А вот защитить себя и свое общество в таких вопросах получится только вместе Россией. Граждане Молдовы это хорошо понимают.
Феномен Гагаузии
- С чем связана победа пророссийских кандидатов на выборах главы Гагаузии, а также в других регионах и городах?
- Гагаузия - особый регион Молдовы. С одной стороны, появление автономии стало предметом для гордости молодой Молдавской Республики, а с другой - постоянной головной болью. Гагаузскую автономию часто преподносят как пример мирного разрешения территориального, этнополитического конфликта на европейском пространстве. В то же время жители Гагаузии часто находятся в оппозиции официальной политике центральных властей. И эта история длится с момента основания Автономного территориального образования Гагаузия в 1994 году. Не вдаваясь в детали, скажу, что жители автономии настойчиво на протяжении последних 20 лет на общереспубликанских парламентских выборах голосовали в абсолютном большинстве за пророссийские политические партии и кандидатов. Поэтому в том, что сейчас также избрали пророссийского кандидата, нет ничего удивительного ни для жителей автономии, ни для всей Молдовы. Особенность состоит лишь в том, что теперь внимание российской прессы (именно российской) оказалось более пристальным.
Рискну сказать, что в условиях тотальной русофобской истерии предвыборная кампания и победа в Гагаузии стала сладкой пилюлей для российских специалистов и политтехнологов. Оказывается можно, играя на чужом поле, по чужим правилам, побеждать западных и прозападных конкурентов. Опыт предвыборной кампании в Гагаузии, я уверен, еще не раз будет востребован в дальнейшем. Как на территории Молдовы (мы увидели победы пророссийских кандидатов в половине райцентров Молдовы на недавно состоявшихся местных выборах), так и за ее пределами.
Страна на перепутье
- Можно ли ожидать в ближайшее время роста евроскептицизма в Молдавии?
- Я не стану делать категоричных прогнозов. Мне очень нравился опыт молдавской демократии, который я наблюдаю последние 20 лет. У нас за годы «независимости» уже четырежды сменялась власть мирным путем, через выборы. Однако в 2014 году на парламентских выборах произошел вопиющий случай подтасовки результатов выборов (два судебных решения по двум электоральным конкурентам доказывают факт фальсификации результатов выборов). И вновь нарушение законов происходит с молчаливого согласия европейских чиновников.
Казалось бы, после такой наглости действующих властей должна была иметь место знакомая нам уже картинка заполненной молодыми людьми центральной площади в столице, озабоченности иностранных посольств и так далее - по методичке. Этого не произошло. Это значит, что явного проявления евроскептицизма в Молдове вряд ли стоит ожидать при таком положении дел. Всё-таки фактор «промытого» поколения никуда не исчез. Молодые люди не знают и не понимают других реалий. Такая ситуация напоминает известный анекдот, когда муж стоит перед роддомом и с удивлением кричит жене в окно: «Если не мальчика родила, то кого же?».
- Станет ли Молдавия двигаться в сторону Евразийского союза?
- Скажем так, Молдова на уровне деклараций и заявлений двигается в сторону ЕС уже больше 10 лет. Однако, как ни обращали на внимание специалисты на то, что беднеющая страна не приближается, а отдаляется от ЕС, всё равно «европейская сказка» очень популярна для жителей Молдовы. Справедливости ради надо сказать, что информационно и политически такие настроения активно стимулируются со стороны европейских, американских фондов и чиновников (гранты, визиты, заявления).
Нестабильность
- К каким последствиям может привести блокада Приднестровья?
- Это очень сложный вопрос. Приднестровье - неотделяемая часть Молдовы. Другими словами, без приднестровского региона Молдова как государство не может существовать. Поэтому, образно выражаясь, блокада Приднестровья - это удушение Молдовой самой себя. Хотя и прошло 25 лет со времен «приднестровского разлома», конфликта между жителями правого и левого берега Днестра нет, и я уверен, не будет. Однако не станем сбрасывать со счетов наличие горячих голов в политике. Высока заинтересованность политических властей прикрыть свои экономические неудачи и политические провалы нагнетанием обстановки вокруг существующей приднестровской проблемы. Таким образом, главные последствия - ухудшение экономического положения всего региона, всей Молдовы.
- Как отражается на Молдавии нестабильность на Украине?
- Очень сильно. Жители Молдовы пристально наблюдают за происходящим на Украине. Психологически переживать ту вакханалию, которая творится на Украине, очень сложно. Мы еще с советских времен вынесли как заклинание фразу «лишь бы не было войны». События на Украине обострили общественные отношения, политическую риторику, ухудшили экономическое положение всей страны.
Однако здесь надо отдать должное миролюбивости молдаван как титульного этноса. Хотя нынешние власти и пытаются действовать в фарватере европейских указаний, в обществе с пониманием относятся друг к другу и даже стали подчеркнуто проявлять терпимость в поведении. Понятно, что всё равно ощущается напряженность, но градус кипения общественных настроений в пределах нормы. Молдаване, русские, украинцы, гагаузы, болгары и другие народы, населяющие Молдову, твердо намерены не допустить войны на своей территории.
- Почему порядка половины работоспособного населения Молдавии работают за рубежом? К чему это приводит сейчас и может привести в дальнейшем?
- Ответ лежит на поверхности. С одной стороны, это вопрос слабой экономики, потери основных производственных мощностей и изменение уклада жизни. С другой стороны, Молдова открытая страна (с молдавским паспортом можно уехать в более сотню стран), что позволяет очень быстро принять решение покинуть страну в поисках лучшей жизни.
А вот последствия здесь есть и еще могут быть самыми разнообразными. Во-первых, уезжает квалифицированная рабочая сила. Это те высококлассные специалисты, работавшие на заводах союзного значения («Мезон», «Топаз», «Сигнал» и т.д.), которые оказались не нужны Молдове после развала союзной экономики. Во-вторых, уезжает экономически активная часть населения, которая оказывается в безвыходном материальном положении и вынуждена искать заработок за пределами страны. В итоге страна теряет мощный потенциал экономического развития. Учитывая, что именно человеческие ресурсы являются главным достоянием Молдовы, так как особых природных богатств просто нет, то о каком-то серьезном развитии страны говорить не приходится.
Социальная сторона проблемы выглядит не менее удручающе: оставленные родители, дети, разрозненные семьи. Брошенные дома, пустующие села. Такая ситуация меньше касается столицы Молдовы, которая является главным бенефициарием денежных переводов и иностранной поддержки, но и здесь в последние годы наблюдается спад экономической активности, так как села практически перестали замещать отток населения из столицы.
- Как сказывается на позициях России в Молдавии тот факт, что 50% акций «Молдовагаза» принадлежит «Газпрому»?
- Мне сложно судить об экономической стороне вопроса, но в политическом плане скажу точно - никак. Или почти никак. О том, что «Молдовагаз» контролируется «Газпромом», вспоминают только тогда, когда заходит речь о повышении тарифов. Соответственно, вспоминают в негативном ключе. Тему газовой компании старательно обходят стороной. Так, в кулуарах могут рассказать о больших зарплатах в компании, о финансировании некоторых политических партий, о взятках чиновникам.
Учитывая опыт нефтяных и газовых активов российских компаний в других странах, скажу, что пассивная или безликая гуманитарная политика российских гигантов является характерной и для Республики Молдова.
Беседу вел Сергей Правосудов