Расскажу об этом дефекте восприятия. В общем, представьте себе огромную плотину-дамбу ГЭС. Сдерживающую тысячи кубометров воды для функционирования электростанции. Где-то в тайге. Или там, в глубоком лесу, в общем хрен знает где. И вот на определенном расстоянии от этой дамбы живут поселения людей. Есть поселение далеко от дамбы, есть ближе, ближе, ближе, и есть прямо совсем рядом с дамбой, прям под стеной живет деревня.
И вот в дамбе обнаруживается трещина. И она представляет собой серьезную угрозу разрушения дамбы, прорыва плотины и затопления, то есть даже не так - начисто уничтожения всех поселений, которые находятся на пути этих тысяч кубометров воды. Смертельная угроза для тех, кто живет в деревне под дамбой. Серьезная угроза для тех, кто живет на расстоянии десятков километров. Большая уроза для тех, кто живет еще подальше. И ощутимая проблема для тех, кто живет еще дальше.
Так вот. Психологи провели исследование (это было реальное исследование, насколько я помню, и ситуация реальная) мнения населения в разных точках удаленности от этой дамбы по поводу того, что они думают про трещину.
И обнаружилась офигительная закономерность.
Люди, которые жили совсем далеко от дамбы, но которых могло подтопить водой, были категорически взволнованы фактом трещины, прямо до состояния организации пикетов по поводу починки трещины. Люди, которые жили еще ближе к дамбе, которых могло уже унести водой (в смысле, угроза, что серьезные повреждения домам, потоп) размыляли о том, чтобы переехать, и находились в сильном личном стрессе. Однако ДАЛЬШЕ, когда психологи пошли в районы, которые были ЕЩЕ ближе к дамбе, когда угроза еще более повышалась, они нашли, что после определенного расстояния-пика, отношение к трещине кардинально менялось!
Дальше, когда они шли ближе и ближе к дамбе, отношение людей было тем более пофигистское, чем более ближе к дамбе они находились!
То есть после пройдения этой "точки-пика", где люди раздумывали сматывать удочки, начинался какой-то сюр. И чем ближе к дамбе, тем сильнее был этот сюр. Ближе к дамбе, люди начинали говорить
- Ну да, есть такая проблема, да она нас волнует, но есть же и более насущные вещи...
И еще ближе к дамбе было
- Да, мы знаем про трещину, да, это проблема, но ее же кто-то решает наверное, в правительстве, мы так думаем.
И когда оно пошли в деревню, которая жила совсем под стеной, вот под трещиной, так, что люди ее каждый день своими глазами видели, там психологи обнаружили отношение
- Ну да, трещина, вам что, больше поговорить не о чем??
... 0_о...
То есть те люди, которые жили (давно жили, имели семьи, дома, все их имущество, всю их жизнь) СОВСЕМ рядом с дамбой, как бы "не замечали" ее существования! Их сознание, под влиянием абсолютно смертельной угрозы, полностью вытесняло сообщение о дамбе и трещине, и они отказывались говорить с психологами на эту тему. И они не переезжали. Они просто вытесняли из сознания нависшую угрозу, вообще, полностью.
И это "эффект дамбы". После определенного "порога опасности" человеческое сознание начинает вытеснять мысль о смертельной угрозе, и чем ближе к дамбе, тем сильнее выражено это вытеснение.
И мы приходим к парадоксальной ситуации, когда люди, наиболее близкие к опасности, начинают отрицать само существование опасности
иллюстрация "синдрома дамбы":
"Увидеть неожиданное рождение вулкана, без сомнения, захватывающее зрелище. Вот сообщение очевидца о вулкане Паракутино (Мексика, 1943 год). Этот индеец собирался вспахать кукурузное поле, как вдруг в только что проделанной борозде возникло облачко пара. Оно становилось все более плотным, теперь уже дымилась вся борозда, а затем в земле появилась трещина, все более удлинявшаяся и расширявшаяся, земля дрожала и вздымалась вверх, фонтанами взлетал песок - и вот уже на следующий день посреди кукурузного поля поднимался холм высотой 15 метров, а за полгода он вырос в большой активный вулкан.
Тот, кому это зрелище в новинку, наверняка испугается и побежит куда глаза глядят. Другое дело люди, живущие в вулканической местности. Облака пара, дым, пыль, пепел, куски застывшей лавы, выбросы черной, желто-красной или серой породы, ручейки воды, потоки грязи, куски пемзы или более плотного камня, остекленевший шлак или мягкие наплывы - весь этот набор вулканического материала, к которому могут добавиться удушливые газы, перехватывающие дыхание пары и вонючие сернистые испарения, для местных жителей повседневность, им и в голову не придет спасаться бегством. Они ждут, что произойдет дальше, как загипнотизированные. Их поведение необъяснимо и непонятно, оно само по себе - феномен."