Про причины развала СССР, щетаю, написала уже исчерпывающе, но сейчас пишу статью о группах, каждая их которых вольно или невольно двигала процесс.
Опубликовала у себя отрывок об одной из групп, которая и реализовывала реформы, и выиграла от них. Действительно ли реформаторы свалились с неба, как видимо считает
ll2000? Вот что он пишет:
рассмотрим ельцинскую олигархию которая в результате залоговых аукционов стала мощной силой в стране. Благо их не так много 9 человек из "семибанкирщины". Рассматривая их биографии с удивлением обнаруживаешь что член КПСС там ровно один - Березовский. И то он был рядовым коммунистом, и поэтому к номенклатуре ясное дело не относится. У всех есть общее - все кооператоры времен перестройки или экономисты вузов. Но к номенклатуре в конце 80-х они никак не относились. То есть экономическую сферу советская бюрократия полностью потеряла. А мне казалось, что про институт Гвишиани знают все.
Замечу по поводу термина номенклатура: он означает не столько выходцев из самой правящей элиты, сколько одобренных и назначенных ею руководителей, так называемый кадровый резерв. Как этот резерв формируется - дело второстепенное, хоть по телевизионному конкурсу, как сегодня практикуется. Кровь должна частично обновляться.
Алексей Косыгин, несомненно, принадлежал к элите.
Как и его зять Джермен Гвишиани, сын еще бериевского сподвижника по органам (по слухам именно Гвишиани-отец спас Косыгина от ареста по «Ленинградскому делу»).
Кстати, Евгений Примаков первым браком был женат на сестре Гвишиани.
Андропов, озабоченный неэффективностью советского управления, поддержал идею Гвишиани о необходимости учиться науке управления у капиталистов.
Я не склонна приписывать никому из них закапиталистические мотивы, проблема управления действительно была, причем именно на верхнем союзном уровне. Хотя это было следствие идеологического вакуума, но не будем отклоняться от темы. Заслуги у Гвишиани в развитии теории управления были немалые. Но все пошло так, как пошло.
У запада был свой интерес в сотрудничестве с СССР (при чем тут Римский клуб и Хельсинкские соглашения, тоже в статье будет). В промышленной и технологической сфере сотрудничество было проблематично, а вот по линии экономики и управления - в самый раз.
И в 1972 году в Вене был создан Международный институт прикладного системного анализа (МИПСА). От СССР соучредителем института стал Джермен Гвишиани.
А в 1976 году открыт его филиал, Всесоюзный НИИ системных исследований АН СССР (ВНИИСИ), директором которого стал тоже Гвишиани. Позднее переименован в ИСА РАН.
Вот список его сотрудников и их участие в реформах очень интересны.
Википедия сообщает:Страницы в категории «Сотрудники ИСА РАН»
Авен, Пётр Олегович
Березовский, Борис Абрамович
Гайдар, Егор Тимурович
Данилов-Данильян, Виктор Иванович
Жуков, Александр Дмитриевич
Зурабов, Михаил Юрьевич
Пионтковский, Андрей Андреевич
Шаталин, Станислав Сергеевич
Мало кто из списка родился с золотой ложкой во рту, частно обычные рабочие семьи, география от Луганска и Махачкалы до Питера и Новосибирска. Всех их объединяет работа в ИСА РАН, куда их отбирали действительно благодаря способностям.
Там в списке есть еще кроме реформаторов и ученые, но про их связи и детишек тоже интересно. Далее здесь:
Мораль: реформаторы - довольно тесная номенклатурная группировка, которую вели к руководству целенаправленно, хоть и с другими целями. Но кое-кто и не с другими, похоже, ибо ставили на них с обеих сторон «железного занавеса», а запад отлично умеет в мягкую силу еще со времен ордена иезуитов, созданного как образовательный и ставшего орудием Контрреформации.