Пауза Энгельса

May 02, 2024 14:13

Нередко можно слышать, как коммунизм называют религией. Общее с религией у него действительно есть, но они не тождественны. Коммунизм это утопическая идеология. Идеология это система концептуально оформленных идей, которая отражает интересы, мировоззрение и идеалы определенных субъектов.

Религия тоже идеология, но основанная на вере в сверхъестественное. Коммунизм же идеология светская. Его марксистский извод основан на научной гипотезе Маркса. Гипотеза эта, судя по всему, ошибочная, так как марксистские представления о прошлом опровергнуты, а прогнозы на будущее не подтвердились.

Свои представления о Древнем Востоке, Античности и Средневековье Маркс и Энгельс брали из передовой научной литературы своего времени, проблема в том, что сейчас все эти взгляды пересмотрены за счёт введения в оборот новых источников. Другими словами, ошибочное представление Маркса о так называемом "рабовладельческом строе" или "феодализме" не его вина, а его беда, он был заложником того уровня знаний о прошлом, который имелся на тот момент.

Что до провальных прогнозов, тот тут, видимо, сыграла роль так называемая "пауза Энгельса". Профессор экономической истории Роберт Аллен, основываясь на оценках и расчетах Фейнштейна, Крафтса и Харли, доказывает, что в первой половине 19-го века рост реальной заработной платы рабочих значительно отставал от роста производительности. По этим расчётам производительность на одного рабочего между 1780 и 1840 годами выросла на 46 %, в то время как индекс реальных заработных плат вырос лишь на 12 %.

Существуют разные объяснения этого явления. Аллен полагает, что чтобы внедрить технические новшества, требовались большие инвестиции. Без сорокалетнего «взлёта» неравенства не было бы экономического роста. Потребность в капитале «заставляла» капиталистов повысить норму прибыли. Используя возросшую прибыль, капиталисты «профинансировали» спрос на капитал.

Другие исследователи при объяснении данного явления обращают внимание на плохие урожаи начала 19 века и Наполеоновские войны, которые привели к непропорциональному росту цен на сельхозпродукцию в Британии и остановили тем самым рост реальных доходов в начале 19-го века. Хлебные законы удерживали высокие цены на продовольствие до 1846 года и также препятствовали росту доходов. Наконец, в 1840-е эпидемия фитофторы уничтожала год за годом урожай картофеля, который являлся важным продуктом питания для бедных слоёв населения, что также вело к подорожанию продовольствия. Череда проблем прекратилась после 1870 года, благодаря американскому зерновому экспорту, который снизил цены на пшеницу и повысил реальные доходы.

Можно также вспомнить, что в период промышленной революции в Британии на текстильные фабрики часто нанимали женщин и детей, поскольку работа с новыми машинами требовала меньшей физической силы и квалификации. В то же время мужчины ткачи, ранее преобладавшие на текстильных мануфактурах, теряли работу. Детский и женский труд был дешевле и получалось, что высокооплачиваемые мужские рабочие места на мануфактурах замещаются низкооплачиваемым женским и детским трудом на фабриках.

Свен Беккерт в своей книге "Империя хлопка" приводит примеры подобного явления. Так на хлопковой фабрике Dover Manufacturing Company в 1823 году женщины составляли 89 % рабочей силы, а у манчестерских фабрикантов McConnel & Kennedy в 1816 году из 568 работников 257 (45%) были детьми в возрасте шестнадцати лет и моложе. В 1833 году 36 % всех работников ланкаширских хлопковых фабрик были моложе шестнадцати лет. Число работниц женского пола достигало 70%. При этом женский заработок составлял лишь 45-50 % от мужского заработка, детям же платили ещё меньше чем женщинам. Один мальчик рассказывал о системе оплаты, которая существовала на его фабрике: "Раньше восьмилетние получали по 3 или 4 пенса в день. Теперь зарплату взрослого делят на восемь восьмушек: в 11 лет тебе две восьмушки платят, в 13 - три восьмушки, в 15 - четыре, а в 20 уже как взрослому - 15 шиллингов".

Впрочем, "добрые" английские власти всё же решили позаботиться о детях и в 1819 году парламент принял закон, запретивший нанимать на хлопкопрядильные заводы детей моложе 9 лет и установивший для лиц не достигших 16-летнего возраста 12-часовой рабочий день. Только в 1878 году был принят акт о фабриках и мастерских, который впервые запретил нанимать на работу детей моложе 10 лет и распространил это правило на все отрасли британской экономики. При этом дети до 14 лет могли трудиться не более половины рабочего дня. В 1880 г. было провозглашено обязательное посещение школы детьми в возрасте от 5 до 10 лет.

Кроме того, к середине 19 века бурными темпами стали строиться железные дороги, произошёл подъём металлургии и машиностроения (в первую очередь паровозостроения и вагоностроения), быстро росла угледобыча. Всё это создало множество высокооплачиваемых "мужских" рабочих мест.

Таким образом, в 1870-е годы снизились цены на продовольствие, снизилась конкуренция за рабочие места со стороны детей и подростков, промышленная революция вышла за пределы текстильной отрасли и охватила экономику в целом, что привело к росту реальных зарплат. Между 1840 и 1900 годами производительность рабочих выросла на 90 процентов, а реальный доход - на 123%. Более чем полувековой период стагнации реальных зарплат рабочих, который экономические историки называют "пауза Энгельса", завершился.

Однако, взгляды Маркса и Энгельса формировались именно в период "паузы" и они экстраполировали наблюдаемые тенденции в будущее, делая выводы об обнищании пролетариата. По иронии судьбы первый том Капитала вышел в 1867 году, когда пауза в повышении благосостояния как раз заканчивалась.

капитал, Марксизм

Previous post Next post
Up