В порядке разминки даём вводный материал шестилетней давности, который полностью сохраняет свою актуальность.
Войны "технические" и креативные
Дедушка Ленин решительно делил войны на справедливые и несправедливые. Критерий таков: если война нам выгодна, например, "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем", это - война справедливая. И - наоборот. Просто и примитивно, как всё у большевиков и их вождя. Который видел в только-только начинающем разбег капитализме отжившего свой век немощного старикашку.
Прошедшее столетие помогло уяснить, что подавляющая масса населения планеты, за исключением 15 наиболее развитых стран, "золотой миллиард", до сих пор проходит лишь 1-ю, гибридную, фазу буржуазной ОЭФ. В ней прихрамывающий феодализм еще шагает бок о бок с молодым капитализмом. И пока феодализм жив, его врожденная агрессивность порождает и подпитывает войны.
Феодализм, пусть и в виде уклада - единственная причина всех военных столкновений нашего времени.
Войны - неотъемлемая составляющая добуржуазных формаций. Они так же свойственны начальному периоду человеческой истории, как и мальчишеская драчливость - мужской природе. И так же делятся на две категории. "Технические" и креативные.
Детской бесшабашной задиристости, где "драка так и лезет из меня!", соответствует категория "технических", или "бессмысленных", войн в истории.
В 1950 г Северная Корея набросилась на Южную. Три года соплеменники уничтожали друг друга. Поочередно, с участием СССР, США и Китая, захватывали столицы противников, Сеул и Пхеньян. Но все закончилось там же, где и началось - на 38-й параллели. Так сказать, нулевая ничья. Если не считать утраты четырех с половиной миллионов человеческих жизней.
Тридцать лет спустя 10-летняя схватка обуяла Иран с Ираком. Всё тоже закончилось "нулевой ничьей". Где лишь военные потери - около 1,5 миллионов. Та же картина с афгано-советской войной того же периода.
Инстинкты феодализма слепы и глухи. В 1982 г государство 1-й фазы, Аргентина, неудачно пыталось силовым путем решить территориальный спор со страной более высокой ступени, Англией, да еще членом НАТО.
Такого рода военные столкновения не дают территориальных приобретений. И используются в качестве полигона для проверки последних образцов вооружений странами их производящими.
Совершенно иной характер носят войны креативные. Они силой оружия продвигают сам исторический процесс.
В первую очередь это - борьба за независимость образующихся этносов. Как здесь не вспомнить восьмилетнее сражение американских колонистов против Англии? Сюда же входит и освободительное движение против колонизаторов. Наиболее яркий пример - Вьетнам 1955-75 годов.
Все буржуазные революции с их гражданскими войнами - локомотивы рывка от феодализма к капитализму.
Буржуазная революция может сливаться с национально-освободительной борьбой. И тогда мы получаем Италию времен Гарибальди или Китай Мао Цзэдуна.
Продвижение вперед стран и народов по гибридной фазе буржуазной ОЭФ продолжается и сегодня, поэтому вероятность локальных войн обоих типов сохраняется.
Великий перелом
ХХ век войдет в историю, как век, положивший конец мировым войнам.
И дело не в том, что мир якобы поумнел и "голуби" взяли наконец верх над "ястребами". Просто мировая экономика ХХ века сделала резкий шаг вперед. И тем самым разительно изменила формационное лицо планеты.
Столетие назад история фиксировала лишь четыре страны, вошедшие во 2-ю, чисто капиталистическую, фазу. Тогда Англия, Голландия, Франция и США выглядели несколькими оспинами на в целом феодальном теле Земли. И феодальная агрессивность безраздельно правила бал. Пацифистская природа буржуазной четверки, недавних первофазников, в такой среде проявиться не могла. С волками жить - по-волчьи выть.
Но к концу ХХ столетия картина резко меняется. К этому моменту уже целый ряд наиболее развитых государств полностью распрощался с феодализмом и пополнил 2-ю фазу. Формационные весы планеты потянули в сторону беспримесного капитализма. Теперь тон стали задавать страны этой ступени. Из них, "золотой миллиард", образовался пул, где требования закона экономической интеграции полностью исключили внутренние военные столкновения. Евросоюз, Канада, Австралия, Япония, США. Тем самым на Земле сформировалось пространство гарантированного мира.
В свою очередь, лагерь агрессии, страны 1-й фазы, понес серьезные потери. Его навсегда покинула задиристая Германия. Россия же, одна из тройки его нынешних ядерных лидеров, утратила свой потенциал для войны планетарного масштаба еще в 1953 году, покончив со своим фашистским режимом. После этого она лишь ограничивалась угрозами "закопать" капитализм. А лающая собака, как известно, не кусает. Что касается Индии и Китая, то они слишком близки ко 2-й фазе, чтобы затеять мировое побоище. И главное - с какой целью?
Впервые противостояние между странами 1-й и 2-й фаз обострилось в 1938 г. Тогда в Мюнхене капитализм, для него совершенно естественно, уклонился от войны. Да бог с ней, с той Чехословакией! Конфронтация достигла своего пика в 1962 г, во время Карибского кризиса. В заочной схватке сошлись лидеры этих фаз. Советский Союз установил свои ракеты под носом у США. Всего в сотне миль. На Кубе. Взбешенные американские военные предложили раз и навсегда покончить с СССР. И американский Президент спросил свой генералитет:
- Вы гарантируете, что при этом ни одна из их ракет не упадет на нас?
- Нет, - ответили те.
И снова капитализм последовал своей природе. Зачем затевать мировую войну, когда можно поладить миром?
А уже четверть века спустя США и Советы приступили к взаимному уничтожению "лишних" ракет с ядерными головками. Медленно, с отступлениями и возвратами, но процесс разоружения - пошел.
В государстве лидирующей идеологией всегда является идеология господствующего класса. В мире - идеология господствующей формации.
Баланс формаций пришелся на 60-ые годы прошлого столетия. С этого момента законы развития буржуазной ОЭФ всё чаще и настойчивее заявляют о своем главенстве. Сначала они обнаруживают избыток вооружений на Земле. И в 1969 г усаживают за стол переговоров СССР и США по вопросу их ограничений. А далее историческое требование капитализма по демилитаризации мира постоянно и настойчиво стучится в двери всякого рода договорами и соглашениями в виде ОСВ-I, ОСВ-II, РСМД, СНВ-I, СНВ-II, СНВ-III, СНП и др.
Казалось бы, процесс избавления от оружия на планеты далее пойдет, как по маслу. Но тормозящей силой здесь выступают два момента.
Первый. Само существование гибридных, феодализм-капитализм, государств ставит 2-ю фазу перед необходимостью держать порох сухим. Для защиты от агрессии "первофазников", а иногда и для принуждения их к миру. Югославия - 1999, Грузия - 2008 и ИГИЛ - с 2014-го.
Второй момент. Двойственный характер военно-промышленного комплекса, ВПК. С одной стороны, он обречен на отмирание, как противоречащий сущности капитализма. С другой - снова-таки природа капитализма - ради прибыли готов продать рогатку хулигану. Поставлять оружие в страдающую агрессивностью 1-ю фазу. Например, разовый контракт 2018 г на поставку вооружений саудитам в размере 1/8 всего военного бюджета США.
Но самый эффективный способ для ВПК держаться на плаву - изобрести страшное пугало для всего человечества. Например, Северную Корею, Иран. А лучше - всех вместе. Таким образом, процесс разоружения до поры до времени остается заложником ВПК самого "золотого миллиарда". Помимо всего, оружие - товар специфический. Так же, как никотин, алкоголь, наркотики, он наносит непоправимый вред человечеству, но дает богатую прибыль производителям.