Большой популярностью у критиков современного образования пользуется высказывание бывшего министра образования и науки России (2004-2012 годы) Андрея Фурсенко о воспитании «квалифицированного потребителя» как основной задаче школы. Пусть он неоднократно и объяснял, что имел ввиду (
https://www.kp.ru/daily/27280/4416036/). Пропаганда такая пропаганда
В этом учебном году у среднего началось обществознание (6 класс). И есть там тема про потребности. Ну, думаю: «Вот оно, началось!».
Потружусь привести фрагмент из учебника Л.Н. Боголюбова (2023 год) целиком:
«Потребности и их виды.
Телефон и телевизор, автомобиль и самолет… Все когда-то было в диковинку. До появления этих вещей человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!
Вряд ли ваши мама и папа, когда были в вашем возрасте, могли попросить у своих родителей компьютер. Конечно, компьютеры уже существовали, но тогда они еще не получили широкого распространения. Для современного школьника это неотъемлемая часть жизни.
Меняется мир, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Именно потребности заставляют человека действовать. Потребность - это нужда человека в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития.
Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Они есть и у животных.
Но для того, чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.
Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.
Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от того, в каком обществе человек живет, должен быть утолен, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласитесь, существует разница.
Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Они возникают, развиваются, заставляя человека создавать новые средства, направленные на их удовлетворение.
Общество порождает определенные потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие самого общества.
Есть потребности подлинные, и есть потребности мнимые. К подлинным потребностям человек приходит самостоятельно и решает какую-то проблему. Например, если у человека возникает желание заняться фигурным катанием или теннисом и он с большим удовольствием этим занимается - это подлинная потребность. Если же он начинает посещать секцию фигурного катания или тенниса, потому что это модно в его окружении, такая потребность переходит в разряд мнимых. Мнимые потребности человека, как правило, навеяны рекламой, самолюбием, стремлением продемонстрировать свой достаток. Плохо, что мнимые потребности заставляют некоторых людей делать что-то только ради того, чтобы показать другим: «Я могу себе это позволить». Но еще страшнее, когда преувеличение мнимых потребностей в жизни человека, их культ приводят к формированию такого качества личности, как потреблятство потребительство. В таком случае ведущей установкой деятельности становится стремление к престижному потреблению, к накопительству и развлечениям.»
Хочу отметить, что источником мнимых потребностей названа не реклама, а любое «модное» течение в круге общения человека. Так что, к мнимым потребностям можно отнести и изучение марксизма (да и любой другой идеологии), если оное навеяно исключительно популярностью (или обязательностью) в каком-либо обществе, а не желанием самого человека.
Нет, господа-товарищи, так мы «квалифицированного потребителя» не воспитаем. :)