Всегда ли труд производит одну и ту же стоимость

Apr 08, 2024 14:19

Маркс в фундамент своего учения положил утверждение о том, что рабочий за смену производит одну и ту же стоимость. Хотя любой здравомыслящий человек легко понимает, что это не так.

Вот как Маркс описывает аксиому, которую положил в основу своих рассуждений о капитале:

«Рабочий день данной величины всегда выражается в одной и той же вновь произведенной стоимости, как бы ни изменялась производительность труда и вместе с ней масса продуктов, а, следовательно, и цена единицы товара».
(Маркс К., «Капитал», Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 529)

Из жизненного опыта мы все знаем, что у всех людей разные способности к труду, разные уровни интенсивности работы, различная умелость, квалификация, знания.

Способность человека к производству благ может зависеть от самых разных факторов - погоды, настроения, времени года, возраста и т.д.

Кроме самого человека способность человека в значительной мере определяется его капиталовооруженностью - количеством и качеством инструмента, оборудования, сырья, условий работы.

Если один человек в единицу времени производит всегда одну и ту же стоимость или ценность (или объем материальных благ), то N человек должны производить в N раз больше стоимости/ценности.

Но все мы знаем, что это не так. Восемь человек гораздо быстрее перенесут бревно, чем один человек и вообще несколько за один промежуток времени сделают больше, чем те же люди сделают за то же время по отдельности.

Вот как об этом различии в производительности труда писал более ста лет назад экономист М.И.Туган-Барановский в своей книге «Теоретические основы марксизма» 1906 года издания:

«Труд нескольких людей, находящихся в известном взаимодействии друг с другом, называется сотрудничеством. Оно бывает простым и сложным. Простым сотрудничеством называется совместная работа нескольких людей, исполняющих одну и ту же работу. Если же работа их различна, то это будет сложное сотрудничество.

Можно различать три вида простого сотрудничества:

1) товарищеский труд,
2) скопление труда,
3) сцепление труда.

Значение товарищеского труда заключается, прежде всего, в том, что совместный труд дает возможность сообща пользоваться средствами производства, сберегать расходы по отоплению, помещению, освещению и т.п. С другой стороны, товарищеский труд имеет и чисто психологическое влияние на работу, делая ее более производительной благодаря соревнованию работающих, более приятной внешней обстановке, меньшей монотонности труда и т.п.

Обычными примерами скопления труда является устройство дорог, проведение каналов и т.п. Все подобные сооружения безусловно превышают силы единичного человека и могут быть осуществлены лишь при помощи силы масс - соединения в одно трудовых усилий множества людей.

Временное скопление людей наблюдается на производствах, имеющих так наз. Критические периоды - такие периоды, в течение которых за короткий срок требуется исполнить работу, превышающую силу отдельного человека, как, например, в земледелии косьба или уборка хлеба на обширных пространствах и т.д.

Третья форма простого сотрудничества - сцепление труда - характеризуется тем, что в этом случае рабочие, хотя и могли бы исполнить данную работу своими единичными силами, но, помогая друг-другу, увеличивают производительность общего труда. Работа могла бы быть исполнена и отдельными рабочими (и в этом отличие сцепления труда от скопления труда), но не так успешно. Характерными примерами сцепления труда у первобытных народов являются общественные охоты и рыбные ловли. В этом случае благодаря сотрудничеству обширных масс людей становится возможным убить и поймать значительно большее количество дичи, чем это было бы доступно при охоте единоличными силами. В книге Н.Зибера «Очерки первобытной экономической культуры» приводятся многочисленные примеры таких общинных охот и рыбных ловель 1).

1) «В широких реках Австралии, - говорит Зибер, - где вода чиста и низка, партии туземцев, от 40 до 50 человек каждая, ловят рыбу острыми копьями из твердого дерева около шести футов длиной и ее острыми наконечниками. Образуя из себя широкий полукруг, они погружаются одновременно в воду со своим оружием и остаются под нею довольно долго. Если лов был неуспешен, они отплывают на несколько ярдов далее и снова ныряют с оружием в руках. Таким образом они часто перемещаются на протяжении одной или двух миль, пока не поймают рыбы сколько нужно». Зибер. Очерки первобытной культуры. Изд. 2-е. Стр. 10. «В охоте за кенгуру принимает участие целое племя или несколько соединенных племен. Избравши место для охоты, мужчины ложатся в траву на близком расстоянии друг от друга вдоль долины, а женщины и дети, образуя длинную линию, восходят на холмы, стараясь гнать кенгуру в долины, на которых размещаются мужчины. Животные инстинктивно избирают это направление, потому что сюда лучше бежать. По мере того, как стадо с шумом пробегает мимо охотников, каждый из них по очереди поднимается из засады и наносит удар копьем одному или двум животным. Таким образом они поддерживают друг друга, пока стадо не пройдет мимо последнего охотника, и тогда они начинают собирать свою добычу». Там же. Стр. 12.

Во всех них применяется то, что можно назвать принципом цели. Охотники образуют собой цепь, облаву, и благодаря этому ни одно животное, охваченное цепью, облавой, не может уйти от охотника.

Сцепление труда наблюдается также при постройке несколькими рабочими дома. Рабочие, одновременно работая над постройкой дома, работают более производительно, чем мог бы работать отдельный рабочий: если бы каждый рабочий работал один, то ему пришлось бы непроизводительно тратить врем на переход с одного места к другому, при совместной же работе нескольких плотников или каменьшиков дом равномерно растет со всех сторон - коллективный рабочий охватывает дом со всех сторон и непроизводительная трата труда на перемещение с места на место устраняется. Принцип цепи выступает с еще большей ясностью, когда рабочие при постройке дома, чтобы поднять наверх груз кирпичей, становятся в ряд и вместо того, чтобы спускаться и подниматься поодиночке с этим грузом, передают его из рук в руки и, таким образом, переносят его наверх.

Во всех этих случаях каждый отдельный рабочий непосредственно помогает другому, благодаря чему труд всех соединяется в одно общее целое и становится производительнее. Вместо одного рабочего с двумя руками является коллективный рабочий, обладающий десятками и сотнями рук. В других случаях сцепления труда работа каждого рабочего сохраняет свой индивидуальный, обособленный характер, но благодаря одновременным или последовательным трудовым действиям нескольких рабочих, становится возможным для каждого рабочего более правильное регулирование его личного труда. Возьмем, например, ручную молотьбу. Молотить может и один рабочий. Но если в молотьбе участвуют несколько рабочих, причем каждый из них ударяет цепом вслед за другим, то работа идет гораздо спорнее потому, что взмахи цепом становятся правильнее и ритмичнее, поднятие и опускание цепа совершаются через одни и те же промежутки времени. Благодаря этой ритмичности, регулируемой внешним образом самим процессом совместной работы, становится возможным достижение автоматизма работы - а это очень существенно повышает ее производительность. Чем автоматичнее труд, тем меньше приходится рабочему тратить своего внимания, а, значит, и нервной силы, на исполнение ее наилучшим образом. Автоматизм работы экономизирует нервную силу человека и в то же время дает возможность работнику исполнять работу с быстротой и отчетливостью, присущей чисто рефлекторным процессам нашего организма.

Простое сотрудничество было очень распространено на первых ступенях хозяйственного развития. Но было бы грубой ошибкой думать, что простое сотрудничество свойственно только первоначальным ступеням хозяйственного развития. Наоборот, теперь совместно трудятся гораздо большие массы рабочих, чем прежде, соответственно гораздо большей обширности хозяйственных задач. Современная фабрика представляет собой комбинацию простого и сложного сотрудничества, причем множество рабочих исполняют одну и ту же работу. Гигантские предприятия нашего времени - например, постройки железных дорог, - требуют сотрудничества десятков и сотен тысяч людей, занятых одной и той же работой».

Заключение

Аксиома Маркса о постоянном объеме производимой стоимости является очевидной ошибкой.

Александр Фирсов

07.04.2024

Статья опубликована в Живом Журнале на странице Al_Firsov

экономика, стоимость, Туган-Барановский, марксизм-ленинизм

Previous post Next post
Up