Зацепились тут с коллегой языками по поводу танкостроения. Он говорит, мол, Россия убогая, - не может в серию «Армату» поставить, воюет советскими наработками.
Еще чуть-чуть, и замяукает про failed state по этому могучему критерию.
Между тем, неудачи в отдельных областях преследовали и СССР со всем его неземным величием, как оно видится совкодроч... «советофилам».
И Армата - очень удачно ложится в аналогию с легким танком Т-50.
В 1930-е годы СССР наклепал огромное число танков, так что на начало Великой Отечественной был мировым лидером по числу танков. Их было больше, чем всех танков мира - кстати, в 1960-е такого не было, это ошибочное мнение. В 1980-е, возможно, потому что у НАТО бурно развивались ударные вертолеты, а СССР тут уступал.
Но вернемся к 1941 году.
По количеству разных типов советских танков
см. здесь, например.
Теперь к истории Т-50 и того, чем его заменил великий Сталин.
ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Вот из англоязычной Википедии:
«Т-50 был передовой конструкцией для своего времени, с торсионной подвеской, дизельным двигателем (как и у всех новых советских танков) и цельносварной броней с хорошим наклоном.[3][4][5] Примечательной особенностью была командирская башенка. Это не появлялось на других советских танках до 1942 года, когда вместо этого использовались панорамные перископы. В отличие от предыдущих советских легких танков, он имел башню для трех человек, как это было на средних и тяжелых танках, таких как Т-28, Т-35 и КВ-1. Кроме того, все Т-50 имели радиоприемники, что было доступно только на машине командира более ранних легких танков.
Однако у Т-50 возникли проблемы с силовой установкой, новым рядным шестицилиндровым[6] дизельным двигателем[7], разработанным специально для этого танка, в отличие от других советских легких БМП, в которых использовались стандартные грузовые двигатели. В легких танках Т-60 и Т-70 и самоходной установке СУ-76 использовались стандартные двигатели для грузовиков ГАЗ. Специализированные танковые двигатели, будучи более дорогими в производстве, были зарезервированы для машин с более высокими характеристиками. Очень мобильный быстрый танк БТ-7, средний танк Т-34, танки КВ-1 имени Климента Ворошилова, тяжелые танки ИС-2 и их производные использовали варианты одного и того же стандартного 12-цилиндрового дизельного двигателя модели V-2. Двигатель V-4 был крайне ненадежным, и недостатки конструкции не могли быть устранены. Низкая надежность двигателя и высокая стоимость способствовали гибели Т-50.»//
https://en.wikipedia.org/wiki/T-50_tank Чтобы понимать дальнейшее рассуждение, приведу технически характеристики этого танка:
масса - 14 тонн, мощность двигателя - 300 л.с, броня - 12-37 мм, максимальная скорость - 60 км/ч (это был мой любимый танк в «Мире танков», когда я в них играл в 2011-2015 гг.)), пушка 45 мм.
Что же случилось в годы ВОВ, где эти ИННОВАЦИОННЫЕ ТАНКИ оказались, и сколько их было?
«Всего было построено 69 танков Т-50 (только 48 из них были вооружены), прежде чем производство закончилось в январе 1942 года...
Несколько доступных Т-50 были развернуты на Ленинградском фронте... Один модернизированный Т-50 был захвачен финскими войсками и использовался ими в 1944 году. Это подразделение пережило войну и сейчас выставлено в танковом музее Паролы.
Большая часть производства легких танков в 1941-43 годах состояла из менее совершенных легких танков Т-60 и Т-70. К 1943 году роль пехотного танка считалась устаревшей, и более дешевые самоходные установки СУ-76 взяли на себя роль поддержки легкой пехоты.»
Итак, все запомнили? 48 штук пушечных инновационных Т-50 выпущено.
А их заменили Т-60, Т-70, СУ-76. С двигателями от грузовиков, гм-гм.
Но не от КАМАЗа (его тогда не было), а от ГАЗа... Сейчас расскажу.
ГОЛЬ НА ВЫДУМКУ ХИТРА
«Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска даже относительно несложного по конструкции танка Т-40, а производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу[5][6].
Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение оставалось прежним по сравнению с Т-40 - один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ[5]...
В. А. Малышев предложил перевооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК... В результате совместных действий был создан танковый вариант этого орудия. Его установили на второй опытный образец танка 060, который был показан Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину на испытаниях. В кратчайшие сроки они были завершены...
В январе 1942 года на вооружение РККА был принят лёгкий танк Т-70, и начиная с марта того же года начался постепенный переход всех заводов... выпускающих лёгкие танки, на производство «семидесятки»...
Таким образом можно говорить о 5666 Т-60, собранных на пяти заводах, что вместе с 250 Т-30 заводов № 37 и 38, из-за индекса Т-60 («Т-40 без плава») ошибочно засчитанных как Т-60, дают те самые «около 6000» танков данного типа...»//
https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-60 Т-70, по сути, развитие Т-60, их выпустили аж 8231:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-70 Итак, вместе их выпуск превысил 14 тысяч! Против 48 Т-50!
Но что же это были за чудо-танки? На чем пришлось воевать доблестным танкистам РККА?
Масса Т-60 была 5.8 тонны (в 2.5 раза ниже Т-50), соответственно броня 15-35 мм, но больше все же 15 мм, иначе как такую массу сделать?))
Потом массу нарастили аж на 600 кг!
Т-70 в этом смысле был посерьезней, на него ставили 45-мм пушку, он догнал по вооружению Т-50, хотя броня была такая же.
Ясно, что большую массу ему делать было нельзя в силу используемых моторов. В-2 на 500 лошадей шел в Т-34, В-4 от Т-50 оказался дорогим и проблемным, Астров предложил ставить в это чудо моторчик от ГАЗ, в основе имевший американский движок 1928 года:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-11_(двигатель)
А поскольку один движок в 70 л.с. танк не тянул, поставили спарку из двух!!!
Между тем, на Т-60 стоял ОДИН бензиновый двигатель в 70 лошадей (сравните с 300-сильным двиглом Т-50)).
Поэтому данные танки развивали по шоссе 42 км/ч как максимум, в полтора раза ниже Т-50, наверняка еще и разгоняться им надо было около минуты до таких космических скоростей!
Применяли данные аппараты вплоть до начала 1944 года, а потом еще в боях с Квантунской армией.
ИСТОРИЯ БЫЛА БЫ НЕПОЛНА
Если не сказать о СУ-76.
«С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной среди выпускавшихся в СССР. Всего было выпущено 13 684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии...
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения.
Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины.
Боезапас, орудие и рабочие места командира машины,
наводчика и
заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой
рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей
ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей»//
https://ru.wikipedia.org/wiki/СУ-76 Это чудо техники восходило по концепции к Т-70 с его спаренными автомобильными движками, но тут еще и бензобак был спереди, как раз, чтобы мехвод не мучился при попадании зажигательного снаряда
какой-нибудь пушечки.
Повоюйте, ребята, в полуоткрытой рубке на улицах Бреслау)).
Бревна дополнительно прикрывают 15-мм броню борта.
Суммарно, выходит, что эти супертанки и САУ выпущены тиражом в 28 тысяч против 3.5 тысяч того же
ИС-2 (ИС-3 в войне участия не приняли).
Война всегда дело тяжелое, используется то, что есть под рукой, а не то, о чем мечтается.