В начале 20 века Российская Империя приступила к массовой электрификации страны. Процесс электрификации был обусловлен развитием промышленного производства, в том числе горнодобывающей и химической промышленности.
Причем, уже к 1913 году совокупная мощность электростанций Российской империи достигла 6 млн. кВт. Кроме того, вплоть до 1917 года работала Московская городская электрическая сеть, а также первая в Европе коммунальная гидроэлектростанция в Киеве.
Например, в Германии совокупная мощность электростанций в 1913 году составила около 3,7 млн кВт, в США в 1920г. - 28,7 млн кВт. Таким образом, при сохранении дореволюционных тенденций, к 1920-м годам в России могла быть достигнута суммарная мощность электростанций на уровне 15 млн кВт.
Однако реалии советского периода значительно изменили ход электрификации. По условиям Брест-Литовского мира, установленного в 1918 году, Советская власть обязалась прекратить строительство новых энергетических объектов, а уже построенные и находившиеся в строительстве объекты были германским военным командованием частично разрушены или похищены. Последующая гражданская война привела к дальнейшему разрушению и хищению объектов энергетики.
Сравнение показывает, что через 5 лет после революции, в 1920 году, мощность электростанций СССР достигла всего 400 тысяч кВт, что в разы меньше уровня 1917 года и значительно отстает от предполагаемых показателей безреволюционного развития.
Таким образом, в соответствии с данными сценариями, революция и последующие события привели к значительному отставанию в развитии электрификации России, которое проявлялось как в относительных показателях (сравнение с потенциалом и уровнем развития других стран), так и в абсолютных (сравнение уровня 1916 и 1922 годов). В итоге, Октябрьская революция оказала тормозящее воздействие на процесс электрификации Российской империи.
На фотографии гиндукушская ГЭС, 1911 год.
Автор: Прокудин-Горский