- Кто следующий, джентльмены, ну?
- Когда можно будет переселиться в Тру-ля-ля?
- Ха-ха... Старина, тебе уже ТУДА пора переселяться! Никто в Тру-ля-ля жить не собирается, там золотоносная жила!
https://cinematext.ru/movie/smok-i-malysh-1975/?page=21 Прочитал тут у нашего британского участника упоминание иноагентского Левады-центра. Дай, думаю, гляну, чего там пишут. И наткнулся на интересное. Без малого
80-летний социолог Алексей Левинсон полон пессимизма насчет своего места в российском обществе, и пытается передать свой пессимизм другим «иноагентам» схожего типа:
«Система... как и экономика, обрела известную гибкость. Еще важнее: она поставила цель в будущем. И цель немалая - изменить миропорядок, восстановить мир, расчерченный Сталиным с Рузвельтом и Черчиллем на «наше» и «ваше». Ну или хотя бы частично отыграть назад «проигранное» Горбачевым.«»
Ну да, мужик, а ты чего ожидал, если 20-летие фильма «Брат-2» праздновалось:
https://www.1tv.ru/shows/koncerty/koncerty/k-20-letiyu-filma-brat-2-koncert-vypusk-ot-05-06-2020 "
Фильм продолжает жить, приобретая все новые и новые смыслы. «Брат-2» стал стержнем, которого не стало в какой-то момент у нашей страны, у людей."
20 ПРОЦЕНТОВ
«Цены и тарифы растут, но растут и зарплаты, и разные выплаты, каких не было раньше. Экономисты хором сообщают о неожиданной для них устойчивости российской экономики, которой все трудности возникшей ситуации оказались нипочем. Состоянию экономики отвечает состояние общества. Произошедшее большинством воспринято положительно (сказать «с пониманием» нельзя, но это, оказалось, не мешает). Три четверти жителей России так или иначе выражали и выражают поддержку действиям российских военных на территории Украины. Основное чувство, которое они испытывают в связи со СВО,- «гордость за Россию». Настроение у двух третей населения стабильно «ровное, спокойное», у еще примерно 15% оно просто «прекрасное», на плохое жалуется лишь пятая часть. Уход на фронт одних, отъезд за границу других создали, конечно, некий кадровый голод, но он оборачивается ростом зарплат для оставшегося на своих местах большинства.
На протяжении всего постсоветского периода мы фиксировали удрученность граждан по поводу того, что промышленные предприятия (как правило, относившиеся к ВПК) в их городах позакрывались. Сейчас эта промышленность восстанавливается, работники востребованы, их зарплаты, как сказано, растут. Да и плата воюющим и деньги за раненых и погибших пришли в таком количестве, что можно говорить о заметном улучшении положения самых бедных слоев населения.»
80 ПРОЦЕНТОВ
«Почему российский народ с такой удивившей многих - но не его самого - готовностью принял военную перспективу и пребывает в ней с опять-таки удивляющим многих, но не его, спокойствием. Не значит ли это, что состояние, вызванное идущими «где-то там» военными действиями, военизированная общественная ситуация оказались приемлемыми, чтоб не сказать желанными, альтернативами прежней «мирной» жизни? И не значит ли это, что мирная жизнь в тех формах, в которых она проходила, тоже «изжила себя»? А в условиях хотя бы символической мобилизации нашла себя?
СВО внесла большие перемены в состояние нормативной системы социума. Наши наблюдения позволяют сказать, что ресоциализация российского общества в процессе реформ и трансформаций начала 1990-х годов вызвала глубокое напряжение. Бывшие советские люди столкнулись с новыми правилами обращения с собственностью, с деньгами, с новой офисной культурой. Роль формалитета в отношениях с инстанциями, администрацией и руководством, со сферой обслуживания резко возросла. Вошедшая в жизнь широких слоев населения виртуальная, цифровая реальность с ее законами и правилами, опосредование живых отношений переговорами по различным каналам связи и перепиской, правила обращения с гаджетами и компьютерами - это огромное количество новых формальных правил и новых норм поведения.
Сетку новых норм, которые были навязаны большинству, оно осваивает, но эта, скажем так, гиперонимия дается социуму не без труда, вызывает многочисленные мелкие напряжения. А чрезвычайная ситуация может быть средством разрядки.
Более общее рассуждение может выглядеть так: совокупность перечисленных кризисов можно счесть за тотальный кризис нормативно-ценностной системы нашего общества. А попытку социума выйти из кризиса за счет такого чрезвычайного средства, как (военные действия), счесть за глубинную причину (военных действий), начавшихся, как кажется многим читателям, неожиданно и причину которых они не могут понять.
ЭТО И ЕСТЬ РОССИЯ?
Эти заметки обращены, повторим, к малой части российского общества, пытающейся думать и о его судьбе, и о своей собственной. Для этой аудитории из высказанных выше наблюдений и догадок можно сделать вывод.
Он таков: Россия (в нынешней ситуации военных действий) нашла себя. Уточним: не вообще Россия как феномен мировой истории, а Россия такая, какой она стала по итогам путинского периода, пришла к этому состоянию как к закономерному и логичному социальному результату. Ее такой исподволь создавали, и вот - создали. И такой ей быть впредь. Надолго?
Два ответа.
Первый: надолго. Она только начинает обживать эту нишу. Начинает приходить в себя, в новую себя. Формируется фундаменталистское тоталитарное общество. И нам здесь делать нечего.
Другой вывод и другой ответ: нынешнее состояние - реакция на предыдущие двадцать лет, их пароксизм, доведение до логических концов и пределов. И это состояние временное, оно ускоренно дожигает экономические, идеологические и иные социальные ресурсы нынешней России. В скором времени оно предстанет в состоянии опустошения и аномии, и это будет означать готовность к принятию новых социальных форм и очертаний. И нам здесь предстоит сделать очень и очень многое.»
____________________________________________
Собственно, второй ответ дают вот эти 20% недоделанных.
А первый ответ не связан с «фундаменталистским тоталитарным обществом» - он сам-то понял, что сказал? Ханну Арендт не читал, что ли? Или это он Иран так обзывает, иудей духа?
Первый ответ в том самом «Брате-2» дает героиня Дарьи Юргенс (Лесниковой):
« - Are you gangsters?
- No, we are Russians.»
Click to view