На этот
пост меня натолкнул мой друг рассказывая про фразу своего сына:
“Если мир не справедлив к каждому, кто в нем живет, то это и есть справедливость”.
Сначала как базу для анализа приведу ссылку на
статью о том что чувство справедливости присуще не только человеку, но и шимпанзе. Более того как собачник, скажу что у собак есть тоже чувство справедливости, правда более далекое от того что понимаем мы. Значит справедливость сама по себе имеет биологические корни у социальных животных.
Во первых я бы сразу отказался от бинарной оппозиции. Нельзя сказать что что-то справедливо, а что-то не справедливо. Есть какая-то непрерывная шкала от все справедливо, через более-менее справедливо, до абсолютной несправедливости.
Во вторых единичное событие не бывает справедливым или несправедливым. Это некоторая оценка ансамбля событий растянутых по времени и распространяющихся не только на саму особь, но и его ближний круг (семья??). Если было 10 событий в результате в 7 результат был благоприятный то проигрыш в 3х других будет воспринят как проявление справедливости. Если ты ходишь в казино вместе с супругой, ты всегда проигрываешь, а она всегда выигрывает и в целом семейный бюджет растет, то это тоже воспринимается, как справедливость.
В третьих я предлагаю описывать справедливость от обратного. Т.е. Если несправедливость измерить как уровень протестного поведения, то справедливость это как раз отсутствие этого протеста. Т.е. Шкала оказывается имеет абсолютный ноль справедливости, который и описывает абсолютно справедливую ситуацию. Точка замерзания конфликтности внутри общества или социальной группы. Такой подход удобен своей измеримостью, а также объясняет почему абсолютная справедливость недостижима. И в общем-то не продуктивна.
В четвертых степень протестности начинается от бубнения под нос, о котором никто не узнает или о работе тяп-ляп, когда считаешь что тебе не доплачивают и вплоть до эмиграции(сепаратизма) и революции.
В итоге общество людей или животных в котором протестные выступления не наносят заметного ущерба может называться справедливым. И совсем не важно какие формы эта справедливость принимает формы.