Недавно Ольгу Четверикову признали Академиком ВРАЛ, а я когда-то сделал с ней интервью...
На вопросы журнала отвечает кандидат исторических наук, доцент МГИМО Университета Ольга Четверикова
- Ольга Николаевна, почему вы решили заняться изучением Ватикана?
- Интерес к Ватикану у меня не праздный, а чисто профессиональный. Поскольку я занимаюсь изучением религиозных аспектов геополитики, а вернее, ее духовными основами, то правильное представление о них возможно только при понимании значения и истинной роли Ватикана в мировых процессах. Изучать Ватикан крайне сложно, поскольку он дает о себе только ту информацию, которую считает нужной, но вместе с тем чрезвычайно важно, поскольку мировой политикой управляют теневые структуры, а к таковым относится бóльшая часть ведущих институтов Католической церкви, особенно если речь идет о финансах.
Церковь - государство
- Что представляет собой Ватикан сегодня?
- Когда мы говорим о Ватикане, то имеем в виду одновременно и церковь, и государство, и в этой двойственности положения - его сила, позволяющая играть особую роль и в религиозной жизни, и в мировой политике.
Во-первых, это руководство Католической церкви - Святой престол, представленный папой римским (епископом Рима) и Римской курией (различными ведомствами). Это центральный орган управления церковью, институт, обладающий, с точки зрения международного права, суверенитетом и статусом юридического лица, что позволяет ему быть постоянным наблюдателем при ООН, заключать договоры, устанавливать дипломатические отношения и принимать дипломатических представителей. Св. престол представляет собой теократическую выборную монархию, возглавляемую папой, выбираемым пожизненно.
Во-вторых, это государство Град Ватикан - суверенная территория, которой владеет Св. престол. Основано оно было еще в 601 году, а в 1870-м ликвидировано и восстановлено в результате Латеранских соглашений между Св. престолом и фашистской Италией в феврале 1929 года. Его статус как суверенного княжества-государства, отличного от Св. престола, также признан международным правом. Хотя это самое маленькое государство в мире, ценность его в том, что оно обеспечивает Св. престолу независимость от какой бы то ни было светской власти. Всё население Ватикана - это подданные Св. престола, коих в 2005 году насчитывалось 557 человек.
Таким образом, и государство Град Ватикан, и Св. престол, являясь суверенными субъектами международного публичного права, неразрывно связаны между собой в лице верховного понтифика, выполняющего одновременно три функции: Римского епископа (главы Католической церкви), светского суверена в статусе монарха и суверена города-государства Ватикан. Правительством Св. престола является Римская курия, состоящая из государственного секретариата, комиссий и конгрегаций.
Надо сказать, что Ватикан обладает очень разветвленной сетью учреждений и служб управления, имеет свою некоммерческую плановую экономику, поддерживает 179 постоянных дипломатических миссий за границей. Объединяя под своей властью 1,5 млрд католиков, он контролирует их через многочисленные ордена, фонды и ассоциации. Однако наиболее эффективная система контроля осуществляется на теневом уровне благодаря наличию засекреченных служб. К таковым относятся спецслужбы Ватикана (Священный Альянс и Sodalitium Pianum) и Банк Ватикана, называемый также Институтом по делам религии (ИДР).
Что касается последнего, то, основанный еще в 1887 году и реформированный в 1942-м, он представляет собой не официальное учреждение Ватикана, а банк самого папы, который в определенном смысле является его единственным акционером и полностью его контролирует. Благодаря этому банк не подвергается никаким аудиторским проверкам и всегда может переводить средства за рубеж, что создает возможности для различного рода махинаций. В силу действующей системы многонационального финансового управления ИДР позволяет различным религиозным организациям хранить их средства в безопасности и избегать любого блокирования или конфискации со стороны недружественного правительства. В этих условиях религиозные организации, в особенности итальянские, могут помочь своим спонсорам избежать регламентирования их деятельности или вывести деньги за рубеж, а поскольку их сотни, то контролировать эти проводки не представляется возможным. Ватикан активно проводит офшорные операции, не являясь формально офшорной юрисдикцией, что делает его недоступным для какого-либо регламентирования и защищенным от попадания в черные списки.
Что касается финансовой деятельности Католической церкви, то она является активным инвестором и всё более укрепляет свою роль как одного из самых влиятельных игроков на мировом рынке. Банк Ватикана, а также Администрация владения Апостольского престола управляют инвестициями в акции, облигации и недвижимость, а также средствами, полученными в качестве пожертвований от католиков всего мира; именно они являются основным источником доходов папы и курии. Известно, что Ватикан осуществляет крупные инвестиции через структуры Ротшильдов в Великобритании, Франции и США и владеет акциями крупнейших корпораций, в частности Shell, General Motors, General Electric и др.
Ватикан представляет собой сегодня церковно-государственную структуру, обладающую уникальными организационными, финансовыми, дипломатическими и разведывательными возможностями, которые позволяют ей, прикрываясь деятельностью многочисленных фондов и религиозных ассоциаций, последовательно осуществлять свою идейную, финансовую и экономическую экспансию. Однако сама эта структура, в свою очередь, встроена в более развитую систему глобального управления и вынуждена подчиняться требованиям транснациональных финансовых элит, о чем красноречиво свидетельствует разыгравшийся в прошлом году скандал «Ватиликс», в результате которого началось беспрецедентное давление на понтифика. Итогом этих процессов и стало решение Бенедикта ХVI отречься от престола.
Католические ордена
- Какую роль в деятельности Ватикана играют религиозные ордена?
- Ордена - явление католическое, в православии такой традиции нет, и обусловлено это особенностями и спецификой формирования западного христианства. Дело в том, что с падением Римской империи на Западе только церковь устояла и пережила великое переселение народов, сохранив память о единстве империи. Папы осознали изменение своей политической роли и сами вынуждены были организовать жизнеспособность Рима, превратившись, таким образом, в центр, обеспечивающий единство западного мира. Взяв на себя выполнение чисто светских функций, они привыкли к самостоятельности, сформулировав в итоге и теоретическое обоснование этой не свойственной Церкви миссии. Так изначально стала формироваться традиция юридически-правового понимания религиозной деятельности, идея главенства папы и папской теократии. Всё это вкупе с особенностями менталитета римского народа (практицизм, административный и организаторский талант) обусловили то, что Католическая церковь сосредоточилась не столько на поиске благодати (как в православии), сколько на морально-практических вопросах и активном миссионерстве. Именно эту цель - распространение христианства западного толка - и преследовали формировавшиеся католические ордена.
Начало им было положено созданием в VI веке первого католического монашеского ордена - братства Бенедикта (бенедиктинцев). Бенедикт видел свое братство в виде военного отряда. В период крестовых походов возникает новый тип орденов - духовно-рыцарские, которые представляли собой военно-монашеские организации, создававшиеся в целях защиты, упрочения и расширения завоеванных во время походов владений на Востоке. Среди них - ордена иоаннитов (госпитальеров, ныне Мальтийский) и тамплиеров, а также Тевтонский орден. В период реформации был создан орден иезуитов (Общество Иисуса), находившийся непосредственно под управлением папы и пользовавшийся исключительными правами. Несмотря на свою малочисленность, орден сыграл решающую роль в восстановлении позиций и авторитета католицизма.
Большинство орденов сохранилось до наших дней, и сегодня их насчитывается более 100. Но вплоть до недавнего времени наиболее влиятельным оставался орден иезуитов, традиционной сферой деятельности которого являются образование и наука. Однако уже в наше время его заменил орден «Опус Деи», созданный в 1928 году испанцем Хосемарией Эскрива де Балагером и называемый сегодня «мозгом и сердцем» католицизма.
Это стало возможным благодаря уникальным особенностям данной организации, до такой степени засекреченной, что в Испании ее называют «белой мафией». «Опус Деи» представляет собой принципиально новый тип орденского объединения, будучи первой секулярной организацией церкви. Кроме духовенства, она включает в себя и мирян, которые могут «обретать святость» в мирских будничных делах, выполняя свои профессиональные обязанности на самом высоком уровне. Нравственные установки Эскрива фактически воспроизводят протестантскую этику с ее сакрализацией мирской деятельности. Выполнение любого дела тут рассматривается как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Эта устремленность к успеху в миру обусловила изначальный интерес ордена к экономике, банковскому делу, работе в органах власти, а также то внимание, которое он уделяет школам, университетам и центрам по подготовке менеджеров, финансистов и юристов.
Другая особенность ордена, обеспечивающая крайнюю эффективность его работы, заключается в том, что он создан по модели секты, в которой жесткая структура управления, иерархия и железная полувоенная дисциплина сочетаются с сетевым типом организации.
Всё это сделало орден незаменимым в период перехода Ватикана к укреплению своих позиций в условиях неолиберальной перестройки. В 1982 году «Опус Деи» добился достижения уникального статуса - «персональной прелатуры» папы - и превратился в привилегированный, элитный отряд понтифика. Играя доминирующую роль в Ватикане и проникнув на все уровни управления Св. престолом, он превратился фактически в «церковь внутри церкви». Главные направления деятельности «Опус Деи»: во-первых, обеспечение интеллектуальных разработок первостепенного значения и перестройка сознания европейских элит в направлении принятия неолиберального проекта (симбиоз неолиберализма и религиозного фундаментализма) и, во-вторых, контроль над финансами и управление средствами Св. престола. В силу уникальных возможностей ордена по сбору информации его называют неофициальным центром ватиканской спецслужбы, или главной разведывательной службой папы. Для его деятельности характерны закрытый, секретный характер и «точечная» работа по привлечению влиятельных фигур, которые становятся ядром «агентуры влияния» Ватикана. В этом плане большим успехом для Ватикана стало открытие в декабре 2007 года представительства «Опус Деи» в России, которая оставалась последней из крупных стран, где орден еще не был представлен.
Особую роль в политике Ватикана играет другой достаточно засекреченный орден - Мальтийский, глава которого Мэтью Фестинг в июле 2012 года впервые за 200 лет посетил Россию. Мальтийский орден является суверенным образованием, субъектом международного права. Он объединяет представителей западной знати, в нем состояли многие поколения высших аристократических кругов, которые оказывали и продолжают оказывать серьезное влияние на политику суверенных государств. Так, именно мальтийцы стояли за спиной неудачного покушения на Адольфа Гитлера в 1944 году. Они же сыграли немаловажную роль в политике Рейгана, направленной на разрушение СССР: достаточно сказать, что членами ордена были и директор ЦРУ Уильям Кейси, и его заместитель Верной Уолтер, и госсекретарь США Александр Хейг. Рыцарским крестом ордена были награждены Борис Березовский, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Валентин Юмашев и др.
Именно с Великим магистром ордена встречался и Александр Лукашенко в 2009 году во время своего визита в Ватикан, чтобы обсудить новые формы и направления взаимодействия Беларуси с этой организацией, которые позволили бы укрепить связи республики со странами Запада. Как указывал сам Лукашенко, целью встречи с Фестингом было выражение благодарности за гуманитарную помощь, которую оказывает орден, способствуя экуменическому диалогу. Значение этой «гуманитарной миссии» ордена подчеркнул и сам Фестинг во время визита к нему в 2010 году представителя Русской православной церкви митрополита Илариона: «Орден Мальты должен быть на передовой в воодушевляющем экуменическом диалоге и готов отвечать на каждую инициативу в сторону восстановления дружеских отношений и братского взаимопонимания между двумя религиозными ветвями Европейского Христианства. Орден Мальты не мог стоять в стороне, когда люди находились в нужде. По этой причине центры для малоимущих были основаны в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Смоленске и в Дубне».
Логика понятна - экуменическая открытость православных в обмен на «гуманитарную помощь», которая оборачивается подчинением экономики, промышленности и социальной жизни России интересам мировых финансовых кланов.
Отношение к православию
- Как Ватикан взаимодействует с другими течениями христианства?
- Вплоть до Второго Ватиканского собора (1962-1965) Католическая церковь исходила из того, что подлинная Церковь Христова пребывает исключительно в ней и все таинства, совершаемые вне попечения папы, незаконны. Когда после войны было сформировано экуменическое движение, папа подтвердил позицию церкви в специальном заявлении 12 августа 1950 года, в котором, в частности, говорилось, что «таинственное Тело Христово и Римско-католическая церковь - это одно и то же».
Однако на Втором Ватиканском соборе был совершен обновленческий переворот, нацеленный на осовременивание церкви. Поставив перед собой в качестве одной из центральных задач добиться лидерства в достижении христианского единства, католическое руководство сформулировало свою собственную экуменическую концепцию, альтернативную протестантскому пути, позволившую ему открыться «диалогу» с другими религиями, сохранив при этом в неприкосновенности положение о примате понтифика и догмат о папской непогрешимости. Признав, что и вне Католической церкви, то есть в других христианских сообществах присутствуют начала истины и что они находятся в известном общении с Католической церковью, собор вместе с тем подтвердил, что полное общение возможно только с признанием римского понтифика в качестве носителя универсальной власти в Церкви. Соответственно, конечной целью любого сотрудничества Ватикана с другим христианским сообществом является подчинение его духовной власти папы. Не приемля диалога на равных, Католическая церковь не вошла во Всемирный совет церквей, а только посылает своих наблюдателей и участвует в работе его комиссий.
Ватикан наладил активное сотрудничество с Константинопольской православной церковью, которая с 1949 года, со времен патриарха Афинагора, известного своими проэкуменическими и прокатолическими взглядами, исходит из теории «единства церквей», не видя препятствий для объединения католиков и православных. В 1965 году обе церкви подписали отмену анафем 1054 года, положивших начало расколу. Однако это было сделано за спиной других Православных церквей (патриарх Афинагор представлял только 1% верующих), которые считают этот акт неканоническим и незаконным, поскольку снятие анафем возможно только после отказа Рима от своих заблуждений (и в первую очередь от идеи папизма) и только на Вселенском Православном соборе.
Активизация деятельности католиков в СССР, а затем в России произошла только после перестройки, когда были легализованы униаты, восстановлены католические приходы и иерархические структуры Католической церкви. Главной задачей Св. престола остается признание православными примата Римского епископа. Ключевую роль в ее осуществлении призван сыграть Константинопольский патриарх Варфоломей, стремящийся утвердить в православии заимствованную у папизма идею о Константинопольском патриархе как видимом главе Православной церкви, чтобы, объединив все поместные церкви под своим началом, поставить их под контроль папы, главенство которого он уже готов признать. В качестве же главного средства единения православия под своим началом Константинопольский патриарх рассматривает подготавливаемый Великий Всеправославный Собор, который должен носить реформаторский характер.
Нынешняя политика Ватикана на православном Востоке является хорошо продуманной, последовательной и наступательной. Ее венцом должна стать встреча папы римского с Московским патриархом, к необходимости и неизбежности которой усиленными темпами подготавливают православную общественность. Поскольку идея первенства Римского понтифика является главным источником всех заблуждений Римской церкви и именно в силу этого католицизм определяется православием как ересь, встреча Московского патриарха с папой римским станет для Ватикана знаком признания его учения в качестве истинного и позволит ему рассматривать РПЦ как пребывающую в сфере его фактического влияния.
Что касается отношений с протестантизмом, то начиная с Иоанна-Павла II в отношении него проводится политика «возведения мостов», приведшая к подписанию в 1999 году в Аугсбурге совместной декларации католиков и лютеран, положившей конец взаимным доктринальным осуждениям и спорам. Началось их активное сближение, так что уже сегодня служатся совместные литургии.
Идеолог мирового правительства
- Какова роль Ватикана в формировании Европейского союза?
- Объединение Европы под эгидой церкви всегда было ключевой программой Ватикана, и основы интеграции закладывались при его идейном участии. После Второй мировой войны, стремясь создать противовес социалистическим странам и обеспечить свое духовное лидерство в Западной Европе, Ватикан активно содействовал европейской интеграции. В 1948 году папа принял в Риме второй конгресс Европейского союза федералистов, созданного при содействии американского Совета по международным отношениям и лично Аллена Даллеса для мобилизации общественного мнения европейцев на ускорение интеграции. Политические деятели, которые стояли у истоков европейской интеграции, являлись убежденными католиками, были тесно связаны с Ватиканом и одновременно придерживались четкой проамериканской позиции. Жан Монне, Поль-Анри Спаак, Робер Шуман и Конрад Аденауэр, сыгравшие главную роль в подготовке договора о создании Европейского объединения угля и стали 1951 года, были ревностными католиками, и их проект был созвучен идее «католического интернационала». Показательно, что и договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе атомной энергии (ЕСАЭ) 1957 года были подписаны в Риме.
В начале 1990-х годов, после падения двухполюсного мира, Св. престол, ссылаясь на заслуги католицизма в деле разрушения социалистического лагеря, решительно активизировал усилия, направленные на расширение своего присутствия в европейском интеграционном процессе. Ватикан наладил тесные отношений с ЕС, и, хотя довольствуется только ролью наблюдателя (членство в ЕС обязало бы его идти на недопустимые для него политические компромиссы), он обладает различными механизмами воздействия на принятие нужных ему решений. Для этого используются такие организации, как Комиссия епископальных конференций ЕС (КЕКЕС), Бюро европейских политических советников, Европейский католический очаг. Показательно, что строительство «общеевропейского дома» стало приоритетным направлением для «Опус Деи», который со своей идеей «святых мирян» оказался незаменим в деле обеспечения постепенного выдвижения Св. престола на лидирующие идейные позиции. Орден распространяет свои взгляды в ЕС через целую сеть организаций и ассоциаций помощи развитию, бóльшая часть проектов которых финансируется из бюджета ЕС.
Серьезная подготовительная работа позволила Ватикану в 2001 году открыто заявить о себе как об идейном лидере не только европейского строительства, но и стратегии общемирового масштаба. В этом году специальной группой КЕКЕС был опубликован доклад «Мировое управление: наша ответственность за то, чтобы глобализация стала шансом для всех», который символизировал духовное единение церкви с европейской бизнес-элитой, поскольку в рабочую группу вошли и представители крупных финансово-промышленных групп. В докладе была изложена программа такого реформирования международных институтов, которое превратило бы их в органы наднационального политического управления миром; при этом ЕС рассматривался в качестве новаторской модели или опорной структуры новой системы. Авторы доклада ратуют за создание Группы мирового управления (GGG - Global Gouvernance Group). Из документа можно сделать вывод, что он является программным и явно был рассчитан на серьезные перемены в будущем, которые и произошли в 2008 году с началом финансового кризиса, ознаменовавшим собой переход к «новой эре».
Особенно показательной в этом отношении стала энциклика папы Caritas In Veritate, опубликованная в июле 2009 года в преддверии встречи «большой восьмерки» в Аквиле, в которой говорится о необходимости срочного установления настоящей «мировой политической власти», которая бы обладала реальными полномочиями. С тех пор понтифик постоянно повторял свои призывы то к формированию мирового правительства, то к созданию всемирного центрального банка, добросовестно выполняя возложенную на него миссию глашатая нового мирового порядка.
- Возможно ли появление новой глобальной религии?
- Глобальная религия не появляется сама по себе, ее формируют, причем уже давно и очень последовательно. Всё, что происходит ныне в духовной жизни Запада, непосредственно связано с глобализацией. Однако глобализация - это не стихийный процесс, а целенаправленная стратегия, определяемая интересами корпоративных элит, в которую традиционные государственные структуры никак не вписываются. На уровне мировой экономики, капитала и финансов образуется новый универсальный финансово-промышленный синдикат, управление которым осуществляется через систему ВТО, МВФ, БМР и других подобных организаций. На политическом уровне реальные права в определении кардинальных путей развития мирового сообщества передаются международным форумам и саммитам.
Однако необходимо единение и на духовном уровне, поскольку только оно может обеспечить психологическую готовность принять глобализацию с ее идеей всеобщего рынка как единственно возможный и безальтернативный путь развития и заставить человечество смириться с его наиболее жесткими проявлениями. Речь идет о религиозном обосновании нового порядка, главная задача которого - получить вместо сознательно делающих свой выбор граждан массу легко манипулируемых и управляемых адептов. Фактически речь идет о том, чтобы воспроизвести в общемировом масштабе модель управления человеком, разработанную в недрах оккультных сект. Это касается и самого содержания внедряемого мировоззрения, и методов подчинения сознания и воли человека.
Транснационализация, таким образом, предполагает нивелирование человеческого сознания путем создания «последней мировой религии» - глобальной и всеохватной. Видимой формой ее является экуменизм с его Всемирным советом церквей, выступающий в качестве официальной идеологии нового мирового порядка. А реальным содержанием - мировоззрение «Нью Эйдж», ставшее восприемником многовекового оккультизма и составляющее основу учений большинства ныне существующих так называемых новых религиозных движений и сект. Это движение претендует на создание мировой синтетической религии, призванной заменить все остальные и в первую очередь христианство.
Главными чертами «Нью Эйдж» являются плюралистический универсализм и глобальное мышление, с помощью которых можно объединить все религии и расы и воплотить идею «коллективизации» души и нивелирования личности, при которой люди станут, как выразился один исследователь, «рябью на поверхности потока постоянно меняющегося сознания». Воззрение «Нью Эйдж» повлияло и на идеологию Римского клуба, и на такие мозговые центры, как Бильдербергская группа и Трехсторонняя комиссия, благодаря которым были введены в употребление и стали привычными такие термины, как «глобализм», «граждане мира», «новый мировой порядок», «мировое правительство», «планетарное сообщество граждан» и т. д.
источник:
https://www.gazprom.ru/f/posts/69/147681/gazprom-journal-2013-03.pdf