У буржуазных историков есть такое поветрие - усматривать капиталистические элементы ещё в древности, и даже возводить оттуда - с них! - всю историю общества: по их мнению, капиталистического по своей природе (отсюда и нынешний якобы конец истории); беря развитость тех за критерий его развития. Однако гораздо вернее же иное - обратиться к последнему с т.зр. социалистичности исторических обществ, в самом широком смысле (насколько справедливо распределены в обществе труд и его плоды).
Можно ли представить с такого подхода социалистичность общества рабовладельческой эпохи? А почему нет? Пусть работают все или почти все, а освобожденные от общего на всех поделенного труда должны тогда заниматься прежде всего мыследеятельностью, целенаправленной на облегчение труда (а зачем ведь тогда освобождать их от него?). Господи, стоит только это представить и думаешь - ведь вся история могла пойти
по-другому!.. Дело было лишь за руководством и организацией.
Ну а за чем еще!? Всё-таки как прав Дэн Сяопин, говоривший: какие руководители у руля, так и дела будут идти! Надо было всего лишь убедить людей во всеобщей пользе такового общественного устройства, ну и, собственно, его организовать и оберегать... И не было бы дальнейшего многовекового скотства и ужаса (жаждущего ныне
расплаты!). Но нет же, мы пошли не таким путём... И эти люди ещё в чём-то смеют упрекать Ленина! Бездушные скоты, ада вам и страданий за защиту тьмы и кошмара…
Сколько всего можно было избежать бы - насилия, войн, мрака, забитости - пойди мы изначально и придерживайся такого пути. Потерянные тысячелетия!..
Всего-то надо было непреклонной воли к всеобщему счастью, ну или хотя бы - ведь к действительно могущей быть лучшей жизни! Воистину, дьявол - в сомнениях…
А вся наша История - истинная цена нашей человечности.