Реплика-комментарий

May 18, 2020 11:42

Привет, Фрэнки!
Это - развернутый комментарий. Оценивать его как статью не стоит.
Своего рода реплика к материалу Ромдорна «Сравниваем Войну за независимость США (1775-1783) и войну за Донбасс (2014-н.в.)»
Уважаемые сообщники!
Этот «комментарий» 13 лет назад и 7 лет до одесской Хатыни действительно был статьей, опубликованной в украинской газете «2000» под названием «К цивилизованному разводу». В нем почти нет про США. Но зато много о том, что гром грянул ожидаемо. Текст дается без изменений.

Хорошо, если великолепная статья Игоря Кошелева «Сепаратизм: быть или не быть?» (№ 1/2, бл. Е) послужит ледоколом для замороженной темы неизбежного распада Украины. Серьезный и откровенный разговор об этом назрел. В целом, поддерживая точку зрения автора, хотел бы подчеркнуть лишь один момент.
Глубина раскола на самом деле острее, чем следует из публикации. И он вызван не различием цивилизаций. Модный нынче Хантингтон здесь не к месту. Даже мусульмане и православные спокойно уживаются в той же России. Причина в другом.

За 4 года Сталин разгромил фашистскую Германию. А вот с галицкими повстанцами не справился и за 10 лет, да так и помер. Но его стереотип «западные и восточные украинцы - один народ» выжил. Хотя здесь на дыбы встает сама история.

Развал Киевской Руси начался в конце XI века. И первой, обособившись, отправилась в самостоятельное плавание Галиция. Затем - Черниговщина. И только полвека спустя из-под власти Киева выйдут Волынь и будущая Московия.
В 1203 г., за четверть века до прихода Чингисхана, Киев перестает быть столицей Руси, испытав нашествие галицкого князя Романа Мстиславовича. Объединившись с Волынью, разбавленная половцами, турками, берендеями, Галицко-Волынская Русь на полтора столетия становится авторитетным в Европе государством. Она заключает договоры с Венгрией, Польшей, Литвой, Тевтонским орденом. Ярослав Осмомысл (1153 - 1187) имеет прочные связи с Юрием Долгоруким (женат на его дочери Ольге), устанавливает дипломатические отношения с Фридрихом Барбароссой, учреждает епископат.

Наибольшего подъема держава достигает при Данииле Галицком (1201 - 1264). Он отражает агрессию Тевтонского ордена (1237), громит полки венгерских и польских захватчиков (1245), состоит в тесном контакте с Папой Римским, коронуется им, возводит новые города, в том числе Львов. И все это несмотря на то, что через его земли туда-сюда бегают орды Батыя. Но к середине XIV века картина резко меняется. Красная Русь теряет свою независимость. Галиция на четыреста лет становится провинцией Польши, Волынь отходит к Литве.
1772 г. - первый раздел Польши. Теперь Галиция на полтора века переходит в состав Австрийской империи, и Иван Франко будет за всякими разрешениями ездить в Вену. 1918 г. - очередная смена «прописки», возврат в Польшу. Итого 600 лет - шесть веков - под чужим флагом.

Галичан прорвало на рубеже 30-х гг. ХХв. 1929 год. В Вене нелегально проходит Первый конгресс украинских, по сути - галицких, националистов. Из воззвания второго конгресса: «За соборну Українську Державу проти Москви, Польщі, Румунії та Мад'ярщини іде наш кривавий змаг».

Вооруженная освободительная война, возникающая снизу, всегда неопровержимое доказательство того, что формирование нации достигло решающей фазы. Во Франции - это время Жанны Д'арк, в России - Минина и Пожарского, в Америке - Джорджа Вашингтона, в Италии - Джузеппе Гарибальди.

Если, например, слон от рождения спокойно и мирно живет в зоопарке 20 лет, а потом вдруг начинает крушить все направо и налево, то зоологи не говорят, что у него началась «культурная шизофрения». Они знают - все просто: пришло время, проснулся инстинкт продолжения рода, нужна подруга. Почему молодая нация с оружием поднимается на борьбу за независимость именно в тот или иной момент, для историков вопрос не из простых. Но факт остается фактом. Нация созрела для самостоятельного существования.

Отсюда следует: на территории западных областей сложилась нация галичан со своей исторической судьбой, отличной от остальной Украины. И пусть вас не смущает высокая степень языковой близости. На немецком языке говорят три разных народа: немцы, австрийцы, швейцарцы, на английском - еще больше: американцы, австралийцы, канадцы, не говоря уже об англичанах и шотландцах.

Но война за независимость снизу - свидетельство еще и того, что нация находится в особом состоянии. «Дайте мне свободу или дайте мне умереть!» С этими словам шли в бой американские колонисты. В такой период нация крайне агрессивна, «невменяема»: беспощадна к противнику, неразборчива в средствах и готова на самопожертвование ради достижения цели. Здесь корни поведения галичан времен ОУН-УПА и отставленного Тарасюка сегодня. То же можно наблюдать у басков и еще недавно - у чеченцев (шахиды).

Всего этого не знал Сталин, когда в 1939г. подбрасывал галицкого кукушонка в украинское гнездо. Послевоенные жесточайшие репрессии на время надели смирительную рубашку на национально-освободительное движение. Но они «вышли из моды», и в 2004г. мир увидел продолжение в виде открытого бунта западных областей против центральной власти в Киеве, тяготевшей к Москве. И Луценко, когда ему требовались «смертники», бросал Майдану клич как заправский комиссар: «Галичане! Вперед!»

Центральный процесс в развитии сегодняшнего мира - переход от национальных государств, на глазах теряющих свою власть, к более прогрессивной форме - региональному объединению.
Отсюда стратегическая задача - поиск подходящих партнеров. С Европейским Союзом все ясно. Там переполненное ведро, да и мы для них валовым не вышли. ОСЕАН - далеко, да у нас и кишка тонка, чтоб резвиться вровень с «азиатскими тиграми». Ведь здесь главное - что? Партнеры должны быть одного калибра и уровня развития. Это условие первое. И Россия, Беларусь, Казахстан - для нас в самый раз для начала. Второе обязательное условие: исчерпал свое развитие в национальных рамках - переходи на следующую ступень. Когда готов поступиться национальными амбициями в пользу регионального интереса.

И если Украина весьма близка к такому региональному слиянию и одной ногой уже стояла в ЕЭП, то Галиция в середине националистической фазы. А в этот период народ готов скорее воевать со всем миром, чем идти на какие-то союзы, тем более с Москвой, которая свирепо раздавила священную мечту галичан о независимости.
Суть раскола в том, что в пределах одной страны волей-неволей оказались две нации, которые находятся в противоречащих друг другу фазах развития, возник эдакий Тяни-Толкай. Однако мирный он только в сказках Чуковского.

Не имеющая своей государственности, но переполненная воинственной энергией, Галиция в союзе с киевскими властолюбцами захватывает в 2004-м государственную машину Украины и пытается подчинить ее себе. Отсюда насильственная украинизация школ, судов и избирательных списков по всей стране, заморозка с ЕЭП, отмена СЭЗ и ГАИ, принцип «все продать и поделить», резкий отворот от Москвы с переводчиком для Ивченко.
Украина ответила на это Северодонецком, политреформой, победой на парламентских выборах и антикризисной коалицией. Зигзаги - излюбленная дорога госпожи истории.

Галиция обретет самостоятельность и займет чинное место в ряду небольших государств типа Эстонии, Молдовы, поднимет свой флаг на площади перед зданием ООН. Но это будет потом. А сейчас во весь рост перед страной встает задача цивилизованного развода.

И подготовка к нему должна начинаться по науке с проверки достоверности исходных посылок об исторической неизбежности такого разделения.

Было бы вполне резонно, если бы такое авторитетное издание, как еженедельник «2000», предоставило полосы для обсуждения этой темы. Дабы прощупать интеллектуальным локатором наши исторические перспективы.
Фред Анаденко
Май-июнь 2007 г.

будущее, Украина

Previous post Next post
Up