К мировой гражданской войне?

Dec 18, 2023 18:43

В Чили провалился второй за два года референдум по замене старой пиночетовской неолиберальной конституции на новую. Причем это оказалось провалом не левых сил, а правых. Дело было так.

О замене Конституции в Чили заговорили во время массовых протестов 2019 года. Поводом для них послужило повышение цен на проезд в метро на 4%. Ничтожного повышения оказалось достаточно, чтобы вызвать акции неповиновения учеников школ и студентов, а затем привести к протестам сотен тысяч недовольных граждан. Их не устраивало чуть ли не все в действующей политике власти и чуть ли не все ее представители. И даже когда правительство отменило повышение платы за проезд, народный гнев не утих.

Гражданам надоела не просто бедность, но и растущий контраст с доходами богатых - по разнице доходов разных слоев населения Чили занимало первое место среди стран-членов ОЭСР.

Народ требовал повышения налогов для богатых, повышения социальных выплат и минимальных зарплат, а также замены Конституции. Последнее рассматривалось протестующими как возможность покончить с неолиберализмом Пиночета, с которым толпы недовольных и связывали все экономические беды страны.

На волне протестов был избран новый президент - умеренный левый Габриэль Борич. Одним из его предвыборных обещаний было принятие новой конституции, ориентированной на создание социального государства.

В мае 2021 года чилийцы избрали конституционную ассамблею для написания нового документа. При этом из 155 делегатов 87% никогда ранее не занимали выборные должности. Две трети из них придерживались левоцентристских взглядов и представляли партии, созданные недавно, что говорило о желании людей видеть новые лица у власти.

Сам же текст предполагал децентрализацию власти и сокращение полномочий президента, поднимал вопросы равноправия и важности защиты экологии, а также концентрировался на защите социальных прав и гарантий.

Однако новая конституция была одобрена лишь 38% чилийцев. Причиной было тому было не только активное сопротивление правых, но и пандемия ковида, которая, вызвав экономические проблемы, подорвала легитимность действующей власти и сместила настроения общества вправо. В результате, когда Борич снова инициировал конституционную реформу, реалии стали уже несколько иными.


К моменту избрания Consejo Constitucional в мае 2023 года его состав отражал не просто сдвиг вправо в политических настроениях страны, а сдвиг в сторону ультраправых, который не отражал политической реальности. Из 51 члена совета 22 представляли ультраправую партию Partido Republicano, которая проиграла президентские выборы 2021 года и, по иронии судьбы, возникла как партия, выступающая против конституционных изменений. Если добавить к ним еще несколько избранных членов от традиционных правых, то общее число правоцентристских депутатов в Consejo Constitucional достигнет 3/5.

В этой ситуации правящей коалиции удалось набрать только 17 членов в совет, что не позволяло наложить вето на предлагаемые им конституционные поправки. В этой связи предсказуемо, что в результате появился документ, который не только отражает пожелания нынешнего ультраправого политического спектра, но и является еще более «жестким», чем конституция 1980 года: например, в вопросах социальных прав, включая иммиграцию, преступность и аборты, документ является очень консервативным.

Как и в случае с отклоненным проектом 2022 года, нынешнее предложение оказалось не репрезентативно для чилийского общества. Так же как и действующая Конституция, текущее предложение предполагало приватизацию здравоохранения, школьного образования и пенсий, что препятствует равному улучшению положения рядовых чилийцев в этих важнейших сферах: сегодня 10% чилийцев по-прежнему контролируют более 80% богатства Чили, в то время как 50% населения страны должны больше, чем владеют.

Таким образом, правые попытались под видом новой конституции не только пропихнуть старую конституцию Пиночета (местной вариации Путина, если кто не знает), но сделать ее еще более консервативной и антинародной. Попытка провалилась -"правый" проект набрал лишь на 6% голосов больше, чем ранее набрал "левый".

«Страна поляризована, разобщена»,- заявил президент Борич во время телеобращения, добавив, что весь процесс голосования «не оправдал надежд на то, что новая Конституция будет написана всеми».

Это заявление нельзя воспринять иначе, как констатацию факта: не может существовать никакого "общенародного государства", никакой "общенародной конституции". Вызванные мировым неолиберальным поворотом конца 20 века противоречия между растущей бедностью одной части населения, и растущим богаством другой (читай: противоречия между пролетариатом и буржуазией) не могут быть разрешены путем мирных реформ. Любая попытка провести социальные реформы будет блокироваться ожесточенным сопротивлением право-консервативных сил, а попытки увековечить текущую систему неравенства и эксплуатации, будут вызывать все более ожесточенное сопротивление левых. И причем совсем не таких левых, как господин Борич и ему подобные социал-реформисты.

Легко заметить, что ситуация, подобная чилийской, наблюдается во всем мире. Поляризация общества нарастает, умеренные, центристские партии теряют популярность. С одной стороны растет популярность ультраправых, с другой - зреет сопротивление низов, вызывая спрос на радикальных левых. Кризис капитализма и страх буржуазии перед переменами выражается в деградации буржуазных демократий (вспомним недавние события во Франции), в их все большем дрейфе к авторитаризму, призванному защитить собственность и привилегии богатых от гнева обездоленных низов.

Мир, как любит говорить наш собственный любитель менять конституцию под себя, находиться на переломе. Вот только не на переломе от американской гегемонии к вожделенному им многополярному миру, а на переломе, ведущем от гегемонии неолиберальной буржуазии к беспощадной войне между низами и верхами, имущими и неимущими, эксплутаторами и эксплуатируемыми.
Previous post Next post
Up