1. Весьма популярным в марксистской среде уже долгое время является тезис о том, что западный капитализм научился «экспортировать свои противоречия» в страны третьего мира, тем самым обеспечивая классовый мир у себя дома. Это тезис представляется неверным для нашего времени даже чисто интуитивно. Являясь современной тотальностью, заключающей в себе все предшествующие этапы капиталистических и до-капиталистических форм эксплуатации, включая рабовладение, мировая система империализма не могла бы существовать, просто перекладывая противоречия из одной своей части в другую, из центра на периферию. В таком случае она бы давным-давно взорвалась «снаружи». И одно время, а именно в классический, «бандунгский», период антиимпериалистической борьбы казалось, что к этому дело и шло. Но метаболизм не может быть односторонним процессом. Куда вернее было бы сказать, что, самое позднее, начиная с массового импорта турецких рабочих в Западную Германию после 1961 года, империалистический центр импортирует противоречия с помощью гастарбайтеров, а также легальной и «нелегальной» иммиграции рабочих, служащих и мелкой буржуазии периферии.
2. Таким образом, центр создает внутри себя пролетариат нового гетто (арабского, турецкого, мексиканского, восточноевропейского, африканского и т.д.), наподобии старого негритянского в США или ирландского гетто, о котором писал Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии» (см. Приложение к этой статье). Это влечет за собой два негативных последствия для развития классовой борьбы, причем оба не остались незамеченными Энгельсом: а) поскольку культурный уровень, а значит и уровень политического сознания и организации «импортного» пролетариата как правило значительно ниже, чем у рабочих-аборигенов центра, и они готовы работать за меньшую плату, импортный пролетариат начинает «опускать» коренной пролетариат до своего уровня; б) расовые и культурные различия между импортируемыми и коренными пролетариями, конкурирующими на рынке труда, неизбежно обостряют расизм или национализм в отношениях между ними. Тем самым буржуазия центра, импортируя дешевую рабочую силу и усиливая конкуренцию на рынке труда, одновременно создает мощный фактор идеологического и организационного замещения классовой борьбы у себя дома новыми, импортируемыми противоречиями внутри рабочего класса, которые раскалывают его по национально-культурным, расовым, этническим и языковым признакам.
Продолжение