В 2005 году была опубликована книга голландско-американского этнолога и приматолога Франса де Вааля «Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека». Вот, что он пишет: «Среди человекообразных обезьян нашими ближайшими родственниками являются шимпанзе и бонобо, причём оба вида в равной степени близки к нам. Тем не менее это не мешает приматологам жарко дискутировать о том, какой из видов лучше подходит на роль модели предков человека. Мы все происходим от одного предка, и возможно, один вид сохранил больше его признаков, чем другой, что делает его более подходящим для изучения человеческой эволюции.
Такаёси Кано, крупнейший эксперт по диким бонобо, заявлял, что, поскольку бонобо никогда не покидали влажных джунглей (в то время как шимпанзе сделали это частично, а наши предки - полностью), они, вероятно, сталкивались с меньшим давлением, побуждающим к изменениям, и потому могут оказаться больше прочих похожими на лесную человекообразную обезьяну, от которой мы все произошли.
Жадный до власти, свирепый шимпанзе является полной противоположностью миролюбивому эротоману-бонобо. Наша собственная натура - непростой и шаткий альянс этих двух сторон. Обладая обеими этими сторонами, жестокой и сострадательной, мы уподобляемся двуликому Янусу: два наших лица смотрят в противоположные стороны.
Шимпанзе так хорошо демонстрируют жестокую сторону человеческой натуры, что очень немногие учёные вообще пишут об их противоположной стороне. Но при этом мы крайне социальные существа, доверяющие друг другу и действительно нуждающиеся во взаимодействии с другими людьми, чтобы вести здоровую и счастливую жизнь. Самое суровое, после смерти, наказание для нас - одиночное заключение».