Не думаю. Гапон дистанцировался от любого теоретизирования, он был сугубо практический человек, уличный политик. Книжек не читал, зато люди шли за ним как завороженные даже на смерть. В "научных" дискуссиях с марксистами (которых называл "талмудистами") не мог связать двух слов, а выступая перед массами рабочих действовал на них гипнотически. Не знал и знать не хотел социалистическую теорию, не любил партии и партийных вождей, их дрязги и склонность к террору, зато имел свой образ будущего - бескровный или относительно бескровный переход к народному социализму и готов был договариваться (и договаривался!) с кем угодно: с высшими чиновниками империи, со швейцарскими эмигрантами, с эсеровскими террористами. Я его план понимаю так. План А. Восстановить прямую связь монархии с народом. Монарх становится духовным лидером православного социализма. Гапон - его советником по общению с массами. План Б. То же самое, но монархом становится сам Гапон с учреждением новой династии, поскольку Романовы утратили связь с народом. Заметьте, он это понимал еще в 1904 г., а реализовался план Б в 1917 г., правда, уже без православия, руками тех самых "талмудистов", которые (во всяком случае, Ленин) хотели другого, ну и намного более кроваво. Но получилось все равно по-гапоновски: социализм и новая династия генсеков. Вот пара любопытных цитат из Вики: По воспоминаниям Н. К. Крупской, накануне встречи «Ильич не зажигал у себя в комнате огня и шагал из угла в угол. Гапон был живым куском нараставшей в России революции, человеком, тесно связанным с рабочими массами, беззаветно верившими ему, и Ильич волновался этой встречей». Встреча состоялась на нейтральной почве, в кафе, и прошла успешно. Ленин горячо поддержал идею объединения и обещал выступить с ней на ближайшем съезде социал-демократической партии. ...эсер О. С. Минор вспоминал, как однажды к ним с Гапоном во время разговора подошёл В. И. Ленин. Отозвав Гапона в сторону, Ленин начал ему что-то объяснять, после чего Гапон вынул из кармана крупную пачку денег и отдал её Ленину
> Гапон дистанцировался от любого теоретизирования Гностический марксизм - в высшей степени практический марксизм, можно сказать, уличный марксизм - для угнетённых народных масс.
Ну, во-многом Вы правы, думаю. Согласиться с Вами полностью мне мешает неприятие Гапоном любых "-измов" плюс отсутствие в нем какой-либо мистической составляющей (несмотря на духовный сан). Но вот как политический романтик и человек, стремящийся увидеть суть вещей за нагромождением теорий, он, конечно был по духу очень близок ГМ. Меня что в нем поразило? Возможно, мы обсуждали с Вами мое видение альтернативы кровавым событиям начала прошлого века. Я это формулировал так, что ничто не мешало Николаю, видя устойчивую популярность социалистических настроений в обществе, самому создать и возглавить партию социалистического православия, и бороться за права рабчих, выбив почву из-под ног у всяких гучковых-милюковых-черновых-лениных и прочей террористической шушеры. Так вот каково было мое изумление, когда я осознал, что Гапон хотел ровно этого же, только на сто лет раньше и не зная наверняка (в отличие от меня), какова плохая альтенатива, не будучи знакомым с ноу-хау императора Пу, который все институты превратил в "как бы". Гапон, малограмотный, как он сам говорил, хохол, все это понимал и собирался сделать сто лет назад! Да, авантюрист, да романтик, но какой визионер! Поэтому да, Вы правы: в широком смысле он ГМ или очень к этому близок.
Гапон дистанцировался от любого теоретизирования, он был сугубо практический человек, уличный политик. Книжек не читал, зато люди шли за ним как завороженные даже на смерть. В "научных" дискуссиях с марксистами (которых называл "талмудистами") не мог связать двух слов, а выступая перед массами рабочих действовал на них гипнотически. Не знал и знать не хотел социалистическую теорию, не любил партии и партийных вождей, их дрязги и склонность к террору, зато имел свой образ будущего - бескровный или относительно бескровный переход к народному социализму и готов был договариваться (и договаривался!) с кем угодно: с высшими чиновниками империи, со швейцарскими эмигрантами, с эсеровскими террористами.
Я его план понимаю так.
План А. Восстановить прямую связь монархии с народом. Монарх становится духовным лидером православного социализма. Гапон - его советником по общению с массами.
План Б. То же самое, но монархом становится сам Гапон с учреждением новой династии, поскольку Романовы утратили связь с народом.
Заметьте, он это понимал еще в 1904 г., а реализовался план Б в 1917 г., правда, уже без православия, руками тех самых "талмудистов", которые (во всяком случае, Ленин) хотели другого, ну и намного более кроваво. Но получилось все равно по-гапоновски: социализм и новая династия генсеков.
Вот пара любопытных цитат из Вики:
По воспоминаниям Н. К. Крупской, накануне встречи «Ильич не зажигал у себя в комнате огня и шагал из угла в угол. Гапон был живым куском нараставшей в России революции, человеком, тесно связанным с рабочими массами, беззаветно верившими ему, и Ильич волновался этой встречей». Встреча состоялась на нейтральной почве, в кафе, и прошла успешно. Ленин горячо поддержал идею объединения и обещал выступить с ней на ближайшем съезде социал-демократической партии.
...эсер О. С. Минор вспоминал, как однажды к ним с Гапоном во время разговора подошёл В. И. Ленин. Отозвав Гапона в сторону, Ленин начал ему что-то объяснять, после чего Гапон вынул из кармана крупную пачку денег и отдал её Ленину
Reply
Гностический марксизм - в высшей степени практический марксизм, можно сказать, уличный марксизм - для угнетённых народных масс.
Reply
Меня что в нем поразило? Возможно, мы обсуждали с Вами мое видение альтернативы кровавым событиям начала прошлого века. Я это формулировал так, что ничто не мешало Николаю, видя устойчивую популярность социалистических настроений в обществе, самому создать и возглавить партию социалистического православия, и бороться за права рабчих, выбив почву из-под ног у всяких гучковых-милюковых-черновых-лениных и прочей террористической шушеры. Так вот каково было мое изумление, когда я осознал, что Гапон хотел ровно этого же, только на сто лет раньше и не зная наверняка (в отличие от меня), какова плохая альтенатива, не будучи знакомым с ноу-хау императора Пу, который все институты превратил в "как бы". Гапон, малограмотный, как он сам говорил, хохол, все это понимал и собирался сделать сто лет назад! Да, авантюрист, да романтик, но какой визионер! Поэтому да, Вы правы: в широком смысле он ГМ или очень к этому близок.
Reply
Leave a comment