Очень краткий курс сталинизма для чайников

Nov 01, 2023 01:49

Тов. romdorn спросил меня вчера: Но Вы не расист?)), очевидно, исходя из моих нелицеприятных суждений о русском народе, и мне стало ясно, что тов. romdorn совсем не понимает, что такое сталинизм. А если это не понимает тов. romdorn, чего ожидать тогда от тысяч простецов, населяющих просторы IP-пространства?

Конечно, я мог бы отослать их к моему верхнему посту Почему я сталинист?, написанному 7 лет назад, но нынешний народ не склонен рыться во вчерашнем окаменевшем говне, он подсажен на сиюминутные сенсации, ему свежатинку подавай. Ну что ж, как говорил тов. Ленин, "хорошее повтори и ещё раз повтори."

Итак, если спросить простеца, каковы его ассоциации со словом "сталинизм", он скажет: "Массовые репрессии, лагеря, бессудные расправы, тотальная слежка, плач и скрежет зубов." Ну что ж, в этом есть правда, но это не вся правда.

Если спросить простеца, что он думает о войне, он, возможно, скажет о смертях, искалеченных людях, детях, потерявших семью, голоде, холоде, плаче и скрежете зубов. И в этом есть правда, но это не вся правда.

Если спросить простеца, что он думает о хирурге, он, возможно, скажет, что это человек, который окровавленными руками безжалостно режет людей ножом, рассекает кожу, вскрывает полости, вырезает органы, причиняет боль и страдания. И в этом есть правда, но это не вся правда.

Понятно, что сталинизм, война и хирургия -- это плохо. И тов. Сталин виновен в потерях миллионов солдат, погибших и пленённых в первые месяцы Отечественной войны, -- раз ты диктатор, ты отвечаешь за всё, -- и сама эта война велась не самым лучшим образом, и люди погибают на операционном столе при том, что без операции они могли бы прожить несколько лет. Но к сожалению, и к сталинизму, и к войне, и к хирургии приходится прибегать, чтобы не стало сильно хуже: это может быть боль во спасение.

Здесь надо отметить, что, когда мы даём моральную оценку, мы должны исходить из намерений оцениваемого, а не из результатов его действий. К примеру, представьте себе, что никто вонзил нож в спину человека и убежал, и человек этот лежит лицом вниз, и нож торчит из его спины. И вы, желая облегчить его муки, подбегаете и вырываете нож из раны. При этом нож, рассёкший артерию, заблокировал кровь в ней своим лезвием, а когда вы его удалили, кровь начала беспрепятственно вытекать, и человек погибает от потери крови. Не вытащи вы нож, его можно было бы спасти в больнице. Можно ли заключить из этого, что вы злодей-убийца? Нет, вы действовали из лучших побуждений, вы хороший, добрый человек, который совершил роковую ошибку.

Однако о намерениях и побуждениях человека знает один лишь Господь Бог, отсюда и слова Христа из Нагорной проповеди: "Не судите, да не судимы будете." (Посмотрите, какой вздор пишет по этому поводу православный журнал "Фома".) Не могу не упомянуть в связи с этим два литературных произведения.

[Spoiler (click to open)]Одно из них -- рассказ японского автора о паре цирковых артистов -- муже и жене, -- номер которых состоял в том, что жена становилась к стене, а муж метал ножи, которые вонзались в стену по контуру жены. Муж и жена не любили друг друга, и в один ужасный день нож мужа вонзился в горло жены, а не рядом с ним, как это всегда бывало раньше. (Если кто-нибудь знает этот рассказ или вольно или невольно наткнётся на него, буду благодарен за информацию.) Судья допросил мужа:
-- У тебя были плохие отношения с женой?
-- Да.
-- Ты нарочно метнул нож в горло жены?
-- Не знаю, не уверен.
Каков же был вердикт судьи? Не подвергать мужа наказанию за убийство, поскольку злое намерение не удалось доказать.

Другое произведение -- рассказ Хорхе Луиса Борхеса Три версии предательства Иуды (почитайте, это интересно). Одна из версий состоит в том, что, как Иисус пожертвовал Собой ради прощения человечества, так и Иуда пожертвовал собой ради человечества, совершив самый гнусный грех -- предательство, обрекая себя на вечное проклятие людей. В самом деле, не из финансовой же выгоды он его совершил?


Каковы же были намерения Сталина? Мечтал ли он поработить весь мир? Нравилось ли ему, как Калигуле, наблюдать за мучениями миллионов людей? Это вряд ли. Я думаю, намерением Сталина было желание улучшить часть человечества, проживающую в одной отдельно взятой стране, расположенной на территории бывшей Российской империи, -- улучшить её моральные и культурные качества и условия физического существования.

Каковы же результаты? Что-то удалось сделать, хотя до конечной цели было ещё далеко. Российский народ, ставший советским народом, не стал совершенным, но ему удалось далеко уйти от того звероподобного состояния, в котором он пребывал до революции. Чтобы получить представление об этом состоянии, можно почитать Лескова, Чехова, Куприна, Горького. Приведу лишь один пример моральной низости, который был объективно описан уже советской этнографией.

[Spoiler (click to open)]Уже в советское время уже в советских деревнях всё ещё оставался обычай мордобоя по праздникам, когда сходились деревня на деревню, парни выстраивались друг против друга, а мальчишки выскакивали перед строем и дразнили и оскорбляли противника, тут же скрываясь за спинами парней, если им удавалось его разгневать (вот прекрасный пример воспитания подлости). А затем начинался мордобой. Как поёт Тимур Шаов:Без особенных причин
Коля Васю замочил.
А Колю замочил Григорий,
Поддержал его почин.
И в деревне благодать!
Коли с Васей не видать.
Интересно, что нечто подобное было описано в моей любимой книжке школьных лет с длинным названием Открытия, войны, странствия адмирал-генералиссимуса и его начальника штаба на воде, на земле и под землей, написанной Евгением Максимовичем Титаренко, как я недавно узнал, родным братом Раисы Максимовны Титаренко, жены Горбачёва. Там речь шла об уральских школьниках начала 50-х годов, которые по дороге в школу должны были проходить через другую деревню, и им приходилось идти группой, спиной к спине, дабы не быть избитыми школьниками этой деревни.


Итак, задача сталинизма -- сделать людей лучше, даже если они этого не хотят. (А они этого не хотят, как мы воочию видим сейчас, когда они получили долгожданную свободу.) Может ли сталинист быть расистом? Никак. Ибо расист считает определённые группы людей биологически дефективными, то есть построенными по плохому проекту. Врождённые свойства не только нельзя изменить (если у вас нет крыльев, никакими силами они у вас не появятся), но и, даже если бы их можно было изменить, это изменение не передалось бы по наследству -- приобретённые признаки не передаются потомству. Расист, таким образом, ставит крест на людях, которых он считает дефективными, он вычёркивает их из числа людей. С точки зрения расиста, пытаться их улучшить совершенно невозможно.

А сталинист считает, что это возможно, поскольку он не верит во врождённые дефекты и полагает, что дефекты мышления и поведения -- это дефекты окружающей культуры и воспитания, которые можно и нужно подавить и преодолеть!

сталинизм, Сталин

Previous post Next post
Up