Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2023 утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации. Она пришла на смену предыдущей версии, утвержденной распоряжением Президента от 17.12.2009 № 861-рп.
http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/MPUDKaI1ymUgyAAY2AsmVhO3UW0oOIs9.pdf «Стратегической целью климатической политики является
обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз.»
«Ключевой долгосрочной целью климатической политики является достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.»
«Основными принципами климатической политики являются:
а) глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменения климата и влияния его последствий на социально-экономическое развитие;
б) приоритет национальных интересов при выработке и реализации климатической политики;
в) ясность и прозрачность климатической политики;
г) признание необходимости действий как на внутригосударственном уровне, так и в рамках полноправного международного взаимодействия с участием Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата, в том числе предполагающим экономическое сотрудничество и выработку согласованных подходов к климатической политике, а также осуществление исследовательских программ и проектов;
д) всесторонний учет возможных экономических, социальных, экологических и других потерь и выгод, связанных с изменением климата, в том числе в долгосрочной перспективе;
е) научная обоснованность принимаемых государством мер в области климата, предполагающая в том числе признание равнозначности мер по сокращению выбросов парниковых газов и мер по увеличению поглощения парниковых газов, а также учет принципа технологической нейтральности при оценке принимаемых Российской Федерацией мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
ж) сбалансированность действий для обеспечения устойчивого развития;
з) предусмотрительность при планировании и реализации мер по адаптации населения, экономики и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата;
и) технологическая нейтральность государственных мер в области климата, что подразумевает беспристрастный подход к использованию технологий, способствующих смягчению антропогенного воздействия на климат, основанный на оценке их экономической, климатической и экологической эффективности и целесообразности.»
«Основными задачами климатической политики являются:
а) развитие информационной и научной основы климатической политики, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, для обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии климата, антропогенном и ином воздействии на климат, его происходящем и будущем изменении и последствиях такого изменения;
б) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации;
в) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе создание регуляторных и экономических механизмов для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, а также по увеличению поглощения таких газов;
г) разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения (климатических проектов) и могут быть реализованы в Российской Федерации, других государствах и регионах мира;
д) развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата и со смежными проблемами, на двусторонней и многосторонней основе.»
«К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся:
а) повышение риска для здоровья граждан (увеличение уровня заболеваемости и смертности), принадлежащих к отдельным социальным группам;
б) рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других;
в) повышение пожароопасности в лесах;
г) деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения;
д) нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;
е) распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
ж) увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения.»
«К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся:
а) сокращение расходов энергии в отопительный период;
б) улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения;
в) расширение зоны растениеводства;
г) повышение продуктивности бореальных лесов.»
«По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен:
а) большими размерами территории;
б) наличием значительных водных ресурсов;
в) относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.»
«Основными направлениями реализации климатической политики являются:
а) развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата;
б) совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
в) научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
г) международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.»
«На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями (на производстве и в сфере услуг), а также домашними хозяйствами путем:
а) повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии;
б) повышения топливной экономичности транспортных средств;
в) ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке;
г) повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту;
д) использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
е) расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов;
ж) сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель.»
«Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям (объединениям) и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон.»