О Христианской вере

Oct 19, 2023 23:11

Есть два совершенно противоположных понимания веры. Одна связана со светлым ориентиром, к которому мы можем стремиться и дорогу к которому ищем. Такая вера похожа на веру спортивного тренера, который увидел талант в малыше, и взялся его тренировать. Тренер не может сказать точно, выйдет ли что-то дельное из малыша, но он поверил в него. Можно сказать, что тренер проявил инициативу, взял на себя риск и готов искать пути, чтобы сделать из этого малыша действительно выдающегося спортсмена.

Эту веру мы можем уподобить вере в правду, в ту правду, о которой говорится в заповеди блаженства: "Блаженны алчущие и жаждущие правды".
И есть другое понимание веры. ЭТо понимание связано с ситуацией, когда мы берем что-то некритично себе в голову, и держимся этого несмотря ни на что. Как говорил персонаж Скотинин из "Недоросля" Д.Фонвизина: "У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить".
Парадокс в том, что в Евангелии позитивные примеры второго понимания веры достаточно редки, однако большинство из тех, кто называет себя христианами, верят согласно второму пониманию.
Разберем подробнее.
Первый подход в понимании веры тоже может начаться с некритичного шага. Часто нам приходится пробовать, проявлять инициативу, делать первый шаг вслепую, побороть страх ошибиться. В Евангелии есть такой рассказ: "И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час"(Мф 15:22-28). Женщина не побоялась сделать смелый шаг, не побоялась быть униженной. И за это получила награду.
Мы часто допускаем жестокую ошибку. Мы путаем два понимание веры. И я сам не избежал этого в свое время.
Нам кажется, что вера, даже несмотря на всю абсурдность, вознаграждается. Следовательно, надо просто тупо держаться раз выбранного пути. И тогда в конце концов мы будет вознаграждены. На каком основании? А если мы будем верить, скажем, инфоцыганам, упорно, до конца, отдавая им все деньги? В конце концов будем вознаграждены? Нет, конечно.
Некоторые священники требуют, чтобы верили им безоговорочно. Но как мы можем понять, что этот священник не в прелести? Мы совершенны? Очень даже несовершенны. Мы можем ошибаться? Постоянно. А священник может ошибаться? Священник такой же человек, как и мы. Несовершенный и постоянно ошибающийся. То есть получается, когда мы верим безоговорочно священникам, мы, слепые, позволяем вести себя слепым.
Возвращаясь к нашей истории о женщине, мы видим здесь свидетельство первого понимания веры: сделать попытку, не боясь последствий.
Действительно, это и есть пример доминирующего в Евангелии понимания веры. Выбрали ориентир, и теперь должны рисковать, должны проявлять инициативу, должны искать, должны исправлять ошибки, а, следовательно, переосмысливать свое прежнее представление об ориентире.
Притча о талантах также свидетельствует о таком понимании веры:
"Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет"(Мф 25: 14-28)
То есть не надо держаться раз принятых ориентиров, не надо твердо сохранять то, что имеем. Нужно проявлять инициативу, нужно рисковать, нужно приумножать. И мы должны делать это сами. Мы не должны ждать, что нам скажут: "Пусти свой талант в оборот". Мы должны сами чувствовать это. Мы должны сами рождать идеи. Мы должны быть взрослыми, а не послушными и безвольными детьми.
Есть такая фраза у Христа: "Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!"(Лк 24:25)
Вырванная из контекста, эта фраза как бы свидетельствует о том, что мы должны слепо верить всему, что предсказывали пророки сотни лет тому назад. Не является ли это свидетельством второго понимания веры?
Но обратившись к контексту, мы видим, что речь идет отнюдь не о всем на свете, а о предсказании пророков о Христе. И не просто о вере во что-то понятное, а о том, что требовалось искать самому, и своим упорством раскрыть тайну. То есть вера - это упорный поиск. Поскольку очевидно, что сия работа не выполнена, и ученики не понимают пророчеств, Христу пришлось объяснять им то, что они сами должны были понять и верить: "И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк 24:27).
А вот известная история о неверующем Фоме. "Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20:29).
Казалось бы, блаженны некритично принявшие. Казалось бы, не надо искать подтверждений, а нужно слепо верить.
Но эта фраза как раз высказанна против слепого фанатизма апостола Фомы, который отказывался верить несмотря ни на что, пока не получит подтверждений.
Ведь живая вера всегда подразумевает сомнения. Но сомнения не должны вести к тому, чтобы категорически отрицать то, о чем не имеешь твердых подтверждений. Поэтому Фоме не следовало бы настаивать на своих сомнениях с фанатизмом.
Вера в то, что справедливость и правда должны господствовать на земле, мы принимаем безоговорочно. Но мы сомневаемся, правильно ли мы понимаем правду и справедливость. Состоит ли правда в том, что Христу надлежит воскреснуть, мы закономерно сомневаемся. Но Фоме не надо было настаивать на сомнениях с фанатизмом. Мы сомневаемся, но тем не менее рискуем делать пробные шаги в направлении правды. В вере всегда есть элемент риска, элемент страха за ошибку, который следует преодолевать.
Вот еще выдержка: "И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена,подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром"(Лука 8:43-48).
Мы снова видим, что вера - это инициатива: никто не разрешал женщине прикоснуться. Вера - это преодоление страха за свои возможно неприемлемые действия.
Резюмируя, можно сказать, что настоящая вера - это инициатива, это сомнения, это страх ошибиться и преодоление этого страха, это поиск пути по направлению к правде и справедливости.
Лживая вера - антипод истинной. Это безынициативность, это фанатическая уверенность, отсутствие страха ошибиться в том, во что веришь. Это отсутствие поиска по направлению к правде и справедливости.
И если мы попросим человека описать свой путь к правде и справедливости, а он не сможет рассказать ни об одного конкретном самостоятельном шаге в этом направлении, мы увидим воочию один из главнейших признаков лживой веры.
Previous post Next post
Up