Достоевский поставил проблему, но не решил её. В образе Раскольникова в романе "Преступление и наказание" мы имеем стихийного энтузиаста, который пытался приподняться в собственных глазах, убив старушку. Потом дело продолжилось убийством царя и тому подобных. Но Ленин сказал - мы пойдём другим путём, путём Маркса.
Достоевский вновь поставил ту же проблему в другом виде - в виде слезинки ребёнка. Толстой пытался решить её идеей непротивления злу насилием. Но первая мировая война решила проблему окончательно и бесповоротно, вследствие чего произошла социалистическая революция и произошёл переход от эксплуататорского к коммунистическому общественному строю. Ну а ныне всякие либерасты-пацифисты учат нас гуманизму - не надо было браться за оружие, тогда бы страшный Сталин не убил бы 100500 миллионов.
Кстати о гуманистах,
https://deep-econom.livejournal.com/590593.html. Бертран Рассел, это вот такой вот гуманист и рационалист, математик, блестящий ум, лауреат нобелевской премии, один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе. Сразу после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки с 1945 по 1948 годы Рассел писал письма и публиковал статьи в газетах, недвусмысленно утверждая, что морально оправдано и правильно начать войну против СССР с применением атомного оружия пока у СССР нет атомной бомбы, а у США есть. Только когда СССР испытал атомную бомбу Рассел изменил свою позицию и стал выступать за полный запрет ядерного оружия.
Эти гуманисты, продажные девки империализма, всегда кричат держи вора, чтобы убежать безнаказанными и отмазать империализм. Но надо знать и помнить, что на совести империализма по меньшей мере сотня миллионов жизней, если считать жерт двух мировых войн, включая голодомор в Индии во время второй мировой войны и локальные войны после второй мировой войны.
Итак, вопрос в субъектости. Сила действия не равна силе противодействия. Начинающий имеет преимущество. Белые начинают и выигрывают.
Итак, кто начинает? В своё время начали капиталисты, предприниматели. Затем начали коммунисты, бюрократы. Теперь пришла очередь технократов. Технократы начинают и выигрывают.
Чтобы начать, надо заиметь свободу воли. Что есть свобода воли?
https://ganja-jungle.livejournal.com/217198.html - Для Спинозы "ИСТИННАЯ СВОБОДА СОСТОИТ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО ПЕРВАЯ ПРИЧИНА [ДЕЙСТВИЯ] НЕ ПОБУЖДАЕТСЯ И НЕ ПРИНУЖДАЕТСЯ НИЧЕМ ИНЫМ и только через свое совершенство есть причина всякого совершенства". Такая свобода, по мнению Спинозы, доступна только Богу. Человеческую же свободу он определяет следующим образом: "она есть ПРОЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, КОТОРОЕ НАШ РАЗУМ ПОЛУЧАЕТ БЛАГОДАРЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ СОЕДИНЕНИЮ С БОГОМ, с тем чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя действия, согласующиеся с Его природой; причем Его действия не должны быть подчинены никаким внешним причинам, которые могли бы их изменить или преобразовать".
Итак, по Спинозе свобода есть идеи и действия, "согласующиеся с Его (Боговой) природой", то есть свобода закономерна, ибо бог есть персонифицированный закон.
ГЕГЕЛЬ писал о том, что "свобода, воплощаясь в действительности некоего мира, принимает форму необходимости" ... и ещё неоднократно называл свободу ..."ИСТИНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ".
Итак, по Гегелю свобода есть истина необходимости, другими словами, свобода есть познанная необходимость.
Ленин: "В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: "слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ".
Плеханов: «Зиммель говорит, что свобода есть всегда свобода от чего-нибудь и что там, где свобода не мыслится как противоположность связанности, она не имеет смысла. Это, конечно, так. Но на основании этой маленькой азбучной истины нельзя опровергнуть то положение, составляющее одно из гениальнейших открытий, когда-либо сделанных философской мыслью, что свобода есть сознанная необходимость».
Надо сказать, Плеханов не заметил, что если свобода мыслится как противоположность связанности, то она теряет всякую связь с миром и превращается в фикцию.
Иммануил Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Лекции по этике. IV [Об обязанности] 3. О практическом принуждении: "...Чем более некто может принудить сам себя, тем он свободнее. Чем менее нужды в том, чтобы его принуждали другие, тем он внутренне свободнее."
Таким образом, мы приходим к свободе воли через познание. Проблема свободы воли решается посредством познания, то есть посредством свободы мысли.
Каронавирусная пандемия прояснила разницу между империализмом и социализмом. На Г20 Трамп говорил о спасении банков, а Си и Путин - о спасении рабочих мест. Итак, бюрократия империализма, являясь слугами капитала, спасает торговую иерархию путём спасения системы меновых отношений. В данном соотношении слуги становятся господами. Как там у Пушкина: "Всё куплю, сказало злато, всё возьму, сказал булат".
Бюрократия социализма спасает себя путём спасения трудовых отношений, хотя это возможно только при условии спасения той же системы меновых отношений.
Всякая бюрократическая иерархия является продуктом сети трудовых отношений. Но если диктатура бюрократической иерархии при социализме ограничивает познание законами бюрократии, то диктатура торговой иерархия империализма, как продукт меновых отношений, ограничивает познание законами рынка. Когда бюрократическая иерархия установит власть над торговой иерархией, тогда познавательная иерархия должна установить власть над бюрократией с образованием ноосферы.
Социализация проходит через потребление, но общество потребления обрекает социум на деградацию. Пандемия сделала очевидным крах общества потребления. Потребители неспособны решать нестандартные задачи. На первый план выходят энтузиасты. Но энтузиасты стихийные или анархисты - те же потребители, только вид сбоку. Дело в том, что потребители в силу своего мировоззрения уповают на связь всего со всем, то есть на абсолютизацию детерминизма. А разумные энтузиасты опираются на развитие, то есть на диалектику. Разумные энтузиасты прежде всего должны создать мировоззрение развития.
ПРОЕКТ НООСФЕРА