Структура примитивной группы и правила поведения в ней

Mar 31, 2020 21:29


Когда один из апологетов классического марксизма «начал пытаться отвечать на вопрос о природе конкуренции, то очень быстро выяснилось (для него В.С.), что до возникновения товарных отношений в человеческих сообществах не наблюдается ничего, похожего на конкуренцию в животном мире. Отношения в родовом обществе скорее напоминают отношения семейные, то есть отношения сотрудничества и взаимопомощи». Если бы к такому выводу пропагандист ветхозаветного марксизма пришел в середине прошлого века, то это можно было бы простить. Но в настоящее время такое представление об обществе далекого прошлого никак не соответствует современным научным (или паранаучным, если хотите) представлениям.



В настоящее время понятие коллектив трактуется, как относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной социально значимой задачи.  При этом свойство личности, выражающее уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества рассматривается как коллективизм. Противоположность коллективизма - индивидуализм -  стремление к яркому выражению своей личности, своей индивидуальности с противопоставлением себя коллективу.  В таком определении коллективизм приобретает положительную коннотацию, а индивидуализм - отрицательную.

В недавнем прошлом коллективом было принято считать объединения людей, в котором гармонично сочетаются интересы личности и общества и основан на общности целей, принципах сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентаций и норм деятельности. Противоположностью коллективу является примитивная группа,  подобная сообществам, складывающимся в стаде животных. В реальных условиях любая социальная группа находится на различных стадиях формирования коллектива, как высшей формы организации групп людей. Крайние степени примитивизма характерны для криминальных групп, для подростковой среды «улицы», для групп, формирующихся в пенитенциарных учреждениях, в армии (дедовщина).

Изложенные ниже представления о структуре примитивных сообществ и правилах поведения их членов выявлены этологами при изучении группового поведения высших животных, испытывающих мощный прессинг со стороны природы и вынужденных самоорганизовываться для выживания и сохранения своего вида.



Первый рэкетир СССР Геннадий Карьков (он же Монгол) с высокоранговыми членами своей банды

В условиях конфронтации с непосредственным социальным окружением и обществом в целом, в группах людей, находящихся на разных стадиях социального развития, также действуют особые законы, на основе которых складываются взаимоотношения ее членов. Соблюдение этих законов обеспечивает формирование в конкретной социальной общности иерархической структуры, имеющей разную степень жесткости.

Верхнее положение в этой структуре занимает лидер группы (α-член группы), пользующийся исключительным правом присвоения себе любых благ и проявления безнаказанной агрессивности по отношению к любому члену группы. Следующий уровень иерархии составляют β-члены группы. Они, как правило не становятся во главе иерархии группы, а составляют ее «мозговой центр». Следующий уровень формируют составляют γ-члены. Это разнородная по составу подгруппа, в которой идет наибольшая борьба за достижение наибольшего ранга.



Опущенный участник преступной группы

Самые слабые, трусливые или наименее смекалистые члены примитивной группы - это δ-члены. Низший уровень в иерархии примитивной группы образуют ω-члены. Это «опущенные» члены примитивной группы, т.е. те, кто проявил амбиции, не соответствующие положению в группе и личным качествам.

В криминальной среде иерархия членов банды подчеркивается татуировками. Обладатели наколок, не соответствующих их положению в иерархии, жестоко наказываются.

Правила поведения примитивной группы направлены на выполнение главной задачи, стоящей перед ней, как социальным образованием, - выдвижение решительного лидера, способного обеспечить высокую дисциплину ее членов - залог выживания группы в условиях жесткого прессинга общества. Такой лидер формируется в условиях непрекращающихся внутренних конфликтов в самой примитивной группе.

Постоянные конфликты в примитивной группе возникают ввиду того, что ее члены подчиняются правилу рангового соответствия и правилу унижения. Правило рангового соответствия состоит в том, что демонстрировать превосходство допустимо только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. Красноречивым, умным, красивым, кипуче-темпераментным допустимо быть только для находящегося на верху иерархии. Правило унижения требует от членов примитивной группы постоянного унижения тех, кто находится в той же или низшей ранговой группе. Специально направлены на унижение реакции амбиции, самодовольства, злорадства, зависти. Однако для унижения можно не проявлять эти и другие реакции, достаточно продемонстрировать другому свое превосходство в чем либо. Но у любого человека найдется хотя бы одна черта, которой он превосходит другого (М.Монтень). Поэтому каждый член примитивной группы может унижает другого независимо от своих желаний.

В условиях постоянных конфликтов в примитивной группе действуют правила отбора на силу. Это правила отпора, правило силы и правило выдвижения. Согласно правилу отпора субъект обязан немедленно воспротивится проявлению превосходства над ним того, кто находится в пределах общего или смежного ранга. Правило силы требует от члена примитивной группы продемонстрировать свое превосходство, унизить другого в любом случае, если он может сделать это безнаказанным. Иначе его сочтут слабым. Занять высшие ступени иерархии может лишь тот, кто бестрепетно следует правилу силы (правило выдвижения).

Следующие два правила определяют условия наказание низкоранговых. Гонимым становится субъект, демонстрирующий свои дарования, но лишенный силы (правило гонения). Каждому члену группы дозволена реакция аграесси и экспансии в отношении любого ω - члена группы (правило «козла отпущения»).

Несмотря на то, что конфликт - основа существования примитивной группы, в ней существую правила снятия излишней напряженности, ее самосохранения. Участвуя в групповом гонении низкоранговых, такой же низкоранговый член группы отводит агрессию от себя (правило отвода и от себя). Унижение, нанесенное одним субъектов другому, может быть возмещено материальной ценностью (правило возмещения убытка). Правило незаинтересованности требует от члена примитивной группы скрывать свою заинтересованность в чем-либо. Проявление интереса к чему то демонстрирует неполноту амбиции, что воспринимается как признание себя ниже рангом того, к действиям которого проявляется интерес.



Волчья стая за дележом добычи

Несоблюдение правил соблазна и послабления является основанием для того, чтобы член примитивной группы был переведен в низший ранг. Субъект, доверившись другому создает ему соблазн воспользоваться тем, что ему доверили. Тот, кто вводит в соблазн, сам становится виновником возможных последствий, вызванных действием того, кому он доверился (правило соблазна). Согласно правилу послабления субъект более высокого ранга, позволяющий нижестоящему минимальные проявления амбиции, вскоре сталкивается с тем, что они перерастают в максимальные. Виновником в этом считается член группы, допустивший подобные послабления.

Следующие два правила характерны исключительно для примитивных сообществ людей. Согласно правилу круговой поруки все члены примитивной группы должны вовлекаться в противоправные действия. Правило нормальности требует от членов примитивной группы всяческого отрицания следованию всем выше изложенным правилам, обосновывать свои действия любыми рациональными, моральными или другими доводами, иначе его сочтут глупым (психом) и спускают.

О структуре примитивных групп и правилах, царящих в них, педагогам известно достаточно давно. Более того, им рекомендовалось ликвидировать внутригрупповые конфликты, нормализовать психологический климат через работу с лидером группы. По-сути, это основа «системы воспитания Макаренко». Предполагалось, что таким образом педагог сможет сформировать идеальный коллектив. При этом коллективизм  рассматривался, как идеология советского образования. Не вызывает сомнения, что «мощный хорошо организованный коллектив с чёткой идеей и целью действует гораздо эффективнее людей с разными интересами, разными взглядами». Но в реальности очень редко формируемые в обществе сообщества достигают стадии коллектива, как идеала коммунистического общества. Более того, в реальном обществе  множество групп, «объединённых только своим социальным происхождением или устремлением сохранить за собой властные полномочия, своё имущество, свои права». Любое сообщество - учебное, производственное, спортивное, литературное, художественное и т.д. - существует не в вакууме, а в реальных социально-экономическом и культурном условиях, в окружении других сообществ. Ресурсы для развития каждого из сообществ ограничены, поэтому в реальности каждое сообщество в борьбе за эти ресурсы противостоит другим сообществам и обществу в целом. Нормализовать взаимоотношения между различными сообществами, не допускать их примитизации может только Закон, определяющих взаимоотношения людей внутри сообществ и сообществ между собой. Иначе в общество начинает жить согласно законам социального дарвинизма.

Главная ошибка «коммуняк», оказавшаяся фатальной для нашей страны - это идеалистическое представление о том, что коллектив всегда прав. В реальности  всегда оказывается «прав» лидер группы. В стремлении построить Коммунизм к 2000-ому году, пренебрежение Государственным Правом в угоду права коллектива (фактически права лидера коллектива) привело к тому, что важнейшие для государства хозяйственные и управленческие структуры стали орудием в руках амбициозных ничтожеств, ставящих себя и свои интересы выше общества.

Идеологическая зашоренность, пренебрежение достижениями науки, нежелание реалистично смотреть на социальные процессы, в угоду политическим амбициям правящей элиты, привели к тому, что в итоге советское общество « оскотинилось» и развалилось. Социальный дарвинизм торжествует в России и поныне.

социализм, социология, марксизм

Previous post Next post
Up