В 1989 году стала выходить ежемесячная газета "Спид-инфо". Поначалу она позиционировалась как просветительская, против Спида. Однако ничего просветительского там не было. Вот типичные заголовки:
«Судьба брака часто зависит от первой брачной ночи»
«Гомосексуалисты в СССР: кто они такие?»
Пару раз я её покупал. Что сказать? У меня другое понимание просвещения))
Но вот показательные комментарии при обсуждении:
- "в детстве прям окно в запретный мир, всегда праздник, если в руки попадался"
- "да, все до дыр зачитывали и на работе рассказывали, че прочитали.
В кладовки складывали- мол, на будущее , для детей, будут читать.
Газета эта много сделала для сексуального просвещения хомо советикус, где сексуальные темы были под запретом.
Помню, о минете статьи были там, и мужики на шахте обсуждали и рассказывали и хвалились, если жена отсосала, согласилась.
Некоторые были против- мол, отсосет, а потом теми же губами детей будет целовать, нехорошо..."
- "призывался в армию в 90, девченки были разные конечно, но все-таки, на мой взгляд, больше правильных, Дембельнулся в 92 и был немного ошарашен, особенно малолетками 14-15 лет, но как дембелю все это очень радовало, я думаю -это благодаря подобным газетам".
Что делала эта газета и ей подобные? Что происходило в нашей культуре? Разрушение традиционных табу. Мы все считали, что это хорошо. Но почему?
1. "Запретный плод". Тот, кто вкушает его (то есть разрушает традиционные ограничения) получает удовольствие. Ему кажется, что он стал умнее и ЛУЧШЕ. Большее удовольствие в этом случае воспринимается как большее благо.
2. "Освобождение". Разрушение традиционных ограничений и табу воспринимается как обретение большей свободы. Которая - с точки зрения той же традиционной парадигмы - начинает восприниматься как благо.
Чем больше свободы, тем больше блага.
Чем больше разрушения, тем больше свободы.
И тем ЛУЧШЕ.
Но кто доказал, что это лучше? Из чего это следует?
У нас может быть две точки отсчёта. Либо - традиционная, с которой новооткрытое воспринимается как соблазн и грязь,
Либо мы начинаем рассматривать ситуацию с точки зрения свободы.
Именно она является для нас точкой отсчёта.
Причём разрушение традиционных устоев воспринимается как развитие, движение вперёд.
Или иначе: разрушение воспринимается как залог, фундамент такого движения. Якобы без разрушения не построишь новое.
Но именно это и неверно. Строительство нового не обязательно связано с разрушением.
Что такое новое? То, чего не было раньше. Но не всякое новое есть более развитое. Разрушение старого тоже воспринимается как новизна. Именно тут "порылась собака": любая новизна воспринимается как улучшение. Как большее благо.
Что есть развитие? Создание нового, которое позволяет расходовать меньше энергии для выживания. Которое делает жизнь легче. Лишь к этому применимо понятие "ЛУЧШЕ".
Становится ли наша жизнь легче при (очередном) разрушении традиционного?
Вот простейший пример: воспитанное поведение в общественном месте требует больших усилий, чем невоспитанное. Но это для отдельного индивида: в масштабах общества в целом усилия по ограничению себя приводят к облегчению жизни. Нам всем легче от того, что остаёмся воспитанными и тратим на это дополнительные усилия.
Таким образом, развитие не должно ломать общих для всех запретов и ограничений.
Именно эти ограничения и ломали газеты типа "Спид-Инфо". Появление газеты было в одном ряду в общем процессе разрушения стыда. Основного традиционного нравственного регулятора. Обратили внимание - выражение "как вам не стыдно!" полностью исчезло из обихода?
Итак, мы видим в менталитете русского человека лишь два полюса: охранительный и либеральный. Они воспринимаются как несовместимые. Либо одно, либо другое. И никто пока не предложил концепции, чтобы их совместить.kot_begemott