Мог ли стать преемником Сталина Пантелеймон Пономаренко?

Mar 18, 2020 15:10



Теоретически - да, особенно, если бы смерть Сталина произошла позже. Практически - на момент смерти Сталина! - "не тот калибр" (имел по своему тогда положению у власти).

Умри Сталин позже, когда Пономаренко сумел бы более закрепиться на своих высших послевоенных постах, он бы, по-видимому, должен был бы оказаться среди первых лиц после Сталина.

Что же касается версии о том, что незадолго до своей смерти Сталин намеревался продвинуть Пономаренко на пост главы союзного Совмина заместо себя, - это, скорее всего, апокриф вроде того, в который верит, в частности, Майсурян (maysuryan), что только лишь смерть Брежнева помешала скорому назначению его сменщиком Щербицкого. Нет, преемничество Андроповым было предопределено не без воли на то Брежнева, когда Андропов стал секретарём ЦК после смерти Суслова.

Кратко биографию Пантелеймона Пономаренко можно изложить так: родился в Краснодарском крае в крестьянской семье выходца из Харьковской губернии, участник Гражданской, в 1922-26 на комсомольской и партийной работе, получил рабфаковское образование и чуть позже окончил один из втузов, новообразованный из МИИТа, параллельно работал, получив, как уже отмечено, к 30 годам высшее образование (в 1932), в том же году стал помощником директора МИИТа - но недолговременно, с 1932 по 1936 служит в РККА командиром батальона в Белорусском военном округе, Дальневосточной армии, Московском военном округе. После демобилизации инженер в КБ Всесоюзного электротехнич. ин-та и секретарь парткома ин-та. Оттуда в 1938 попадает в аппарат ЦК ВКП(б) сперва инструктором, в том же году становится замом Маленкова, и - опять-таки в том же 1938 уезжает в Беларусь на пост главы белорусской компартии, и уже на след. год избирается членом ЦК ВКП(б). Т. е., в какой-то, и, наверное, всё же весьма значительной мере его тоже можно назвать так назыв. "выдвиженцем 1937 года". В 1944-1948 также глава правительства Белорусской ССР. С 1948 секретарь ЦК ВКП(б), одновременно в 1950-52 министр заготовок СССР, а с декабря 1952 - заместитель главы правительства СССР Сталина, с октября того же года член Президиума ЦК КПСС. После смерти Сталина переведен в кандидаты в члены Президиума ЦК, лишился постов секретаря ЦК и зампреда Совмина, стал первым министром культуры СССР. В 1954-55 гг. 1-й секретарь ЦК КП Казахстана, затем "на дипломатической работе" послом в ряде стран, кстати, сменил Молотова как постпред СССР в МАГАТЭ. С 1965 преподаватель Академии общественных наук, с 1978 на пенсии.

Занятно, что Военно-биографический словарь на сайте Минобороны представляет Пономаренко как "одного из убежденных сталинистов", который поэтому "не пользовался доверием Н.С. Хрущева". А главред "Литературной России" Вячеслав Огрызко в своей статье, посвященной Пономаренко, называет его первым и либеральным министром культуры СССР - предложившим отказаться в области идеологии от удушения свобод. Там приводятся слова Катаева о нём из дневника Чуковского: "Очень тонкий, умный человек".

В. В. Огрызко пишет: Уже 5 мая 1955 года его отправили послом в Польшу. Но он по-прежнему оставался кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. Поэтому совсем игнорировать его оказалось сложно.

В начале 1956 года Хрущёв вынужден был приглашать Пономаренко практически на все заседания Президиума ЦК, связанные с подготовкой двадцатого съезда партии. Уже в мае 1965 года Пономаренко о тех заседаниях кое-что поведал бывшему сотруднику ЦК Григорию Шумейко. Позже Шумейко писал: «На мою просьбу к П.К. Пономаренко поделиться о том, как предварительно обсуждался проект доклада Н.С. Хрущёва XX съезду о культе личности Сталина на заседании Президиума ЦК КПСС, вот что он рассказал:

- До глубокой ночи присутствующие давали общие замечания, но чаще всего конкретные поправки и возражения. Их было так много и, при том, часто взаимоисключающих друг друга, что сложилась ситуация, при которой Президиуму ЦК стало ясно: от проекта, над которым больше всего работали П.Н. Поспелов и Комаров (первый заместитель председателя КПК), практически ничего не осталось. Неизбежна была работа над докладом заново. Времени, однако, для этого не было. Но вместо перенесения срока доклада, последовало единодушно принятое «соломоново» решение - поручить Н.С. Хрущёву выступить с докладом, доработав его с учётом высказанных замечаний и предложений. П.К. Пономаренко рассказывал немало подробностей, касавшихся и несуразности такого решения и содержания замечаний, а также от кого они поступали. На мою просьбу обобщить их, коротко ответил:

- Ну что ж, больше всего предлагалось конкретных мер по преодолению культа на путях демократизации обстановки в партии и обществе. Хрущёв оказался, однако, не готовым осмыслить и включить их в текст доклада.

Не спрашивал я П.К. о том, велась ли подробная запись той исторической дискуссии в Президиуме ЦК, потому не могу сказать, есть ли документы, подтверждающие доверительный его рассказ мне в тёплую майскую ночь 1965 года» (Г.Шумейко. Из летописи Старой площади. М., 1996. С. 40-41).

* * *

Пономаренко наряду со Ждановым и Шепиловым принадлежал к так называемому "интеллектуальному крылу" тогдашнего партийного руководства. В отличие от Хрущёва или того же Брежнева, он был разносторонне образованным человеком, много читал, глубоко разбирался в культуре и искусстве, следил за последними научно-техническими достижениями. Сам, кстати, до перехода на партийную работу был инженером, занимался изобретательской деятельностью, причём достаточно успешно. Собрал одну из лучших библиотек в стране, все свои деньги тратил на книги.
- вспоминал помощник Пономаренко В. М. Николаев

(Фото памятника с могилы П.К.Пономаренко - отсюда.)
(Это в продолжение дискуссии, начавшейся у Майсуряна.)

история СССР, Статья, история ХХ века, Сталин

Previous post Next post
Up